Нарратив: как создаются захватывающие истории
Термин «нарратив» совпадает cо словом «миф». Миф (др.-греч. μῦθος — «речь, слово; сказание, предание»).
Термин заимствован из «нарративной истории», рассматривающей исторические события как возникшие не в результате исторических процессов, а в контексте рассказа об этих событиях и неразрывно связанные с их интерпретацией.
Нарратив — повествование о взаимосвязанных событиях, представленных читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов.
Откройте мир искусственного интеллекта с "Белоснежка | ChatGPT для всех" — сервисом, который делает взаимодействие с AI максимально доступным и удобным!
🚀 БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ: Перейдите в Телеграм и погрузитесь в мир AI без лишних формальностей. Экономьте свое время на то, что действительно важно для вас!
📍 ДОСТУП В РОССИИ: Забудьте о VPN! Наш сервис работает в России без ограничений. Наслаждайтесь надежностью и комфортом "Белоснежка | ChatGPT для всех" уже сегодня.
🎙 УДОБНЫЙ ГОЛОСОВОЙ ВВОД: Оперативность и удобство — вот наши приоритеты. Говорите, и Белоснежка выполнит всё за вас!
👥 СПЕЦИАЛЬНО НАСТРОЕННЫЕ ПОМОЩНИКИ: Наши AI-помощники готовы к работе! Они помогут вам сосредоточиться и достичь новых высот в любой задаче.
🤖 ПРОДВИНУТЫЙ AI: Используйте нашу индивидуально настроенную платформу ChatGPT и откройте для себя всё многообразие искусственного интеллекта!
Не упустите шанс — присоединяйтесь к "Белоснежка | ChatGPT для всех" прямо сейчас и откройте для себя новые горизонты возможностей!
Отличия нарратива от рассказа
Рассказ и нарратив близкие по значению слова (так же, как и популярная на западе новелла), но не тождественные. Между двумя этими понятиями есть несколько различий:
- рассказ – это способ передачи точной (объективной) информации, нарратив же, словами американского философа Артура Данто, это «объясняющий рассказ» – субъективное повествование о событии с включением эмоций и оценок рассказчика;
- цель рассказа – донести до слушателя информацию, цель нарратива – произвести впечатление, заставить услышать, понять и задуматься о чём-либо или о ком-либо, поэтому некоторые моменты в тексте или речи могут быть приукрашены;
- в нарративном повествовании могут заведомо утаиваться или искажаться какие-либо факты, а также скрываться истинные намерения рассказчика.
Нарратор излагает события повествования не как сухие факты (как это обычно делают журналисты, рассказывая о произошедшем событии в том, что называют очерком), а как наблюдатель, который приходит к собственным выводам, исходя из жизненного опыта и мировосприятия.
(Лат. narrare — языковый акт, то есть вербальное изложение, в отличие от представления.) Рассказывание историй, пересказ, несобственно-прямое говорение; в психотерапии — рассказы пациентов о личной истории. (Словарь психологических терминов)
Повествование в виде устного рассказа во всём разнообразии своих проявлений: случаи из жизни, страшные и смешные истории, семейные предания, байки о знакомых и знаменитостях, рассказы о необъяснимых происшествиях, пересказы и толкования снов, чудеса, слухи, толки и даже сплетни. (Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшнз)
Понятие, фиксирующее способ бытия повествовательного текста, в котором сознание и язык, бытие и время, человек и мир оказываются тесно взаимосвязанными. (Энциклопедия эпистемологии и философии науки)
ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ
Нарратив — это важное понятие для культуры постмодернизма, означающее повествовательные и событийные тексты. Под словом «текст» необязательно понимать литературу, где происходит повествование (роман, повесть и рассказ), это также могут быть и фильмы, картины или балет. Главное, чтобы в любом произведении искусства рассказывалась история, иначе оно будет не нарративным, а описательным.
С понятием «нарратив» может возникнуть путаница: его часто и ошибочно путают с «сюжетом», потому что сюжет тоже кем-то повествуется. Важно понимать, что это не одно и то же. Говоря о нарративе, мы имеем в виду способность того или иного произведения к повествованию каким-либо образом, термин «сюжет» — понятие более конкретизированное и узкое. В сюжете всегда есть последовательность определённых событий, нарратив же отвечает за способ повествования об этих событиях. Например, есть сюжет пьесы и несколько способов передать этот сюжет — классическая постановка или же современная интерпретация. Каким образом будет осуществляться повествование, таким и будет нарратив. Кроме того, нельзя путать рассказчика и нарратора. Рассказчик связан с сюжетом, нарратор — с повествованием вообще, с целым, объёмным нарративом. Рассказчик может знакомить нас с сюжетом изнутри и не знать моментов, связанных с прошлым или настоящим, нарратор же обладает полнотой видения изображаемой реальности. В отличие от рассказчика, нарратор не может быть участником событий произведения, его не могут видеть герои. В общем, запомнить эту разницу легко: рассказчик персонифицирован, то есть существует как личность в художественном мире, нарратор же всегда безличен, он «невесомый, бесплотный и вездесущий дух повествования», цитируя Томаса Манна.
Где мы можем встречаться с нарративом? Кроме произведений искусства, в которых есть повествование, нарратив важен для современной культуры как её неотъемлемая часть. Ярким примером бытования нарратива, как мне кажется, является сфера телевидения (новостные репортажи) и рекламы. Конечно, реклама нередко описательна: такой-то шампунь прекрасно пахнет и укрепляет волосы от корней до кончиков. Но есть и нарративная реклама: например, про безалкогольное пиво, которое жители городка передают друг другу, чтобы оно дошло из бара на маяк, где работает житель этого городка. В этом есть история — в конце мы даже знакомимся с друзьями этого жителя, чокающимися с видом на маяк. Сфера компьютерных игр тоже нарративна: часто в игре задаётся определённая история, с учётом которой игроку необходимо действовать. Но главное бытование нарратива связано сейчас, конечно, с сериалами. В эпоху кризиса большого нарратива сериалы начали занимать место толстого романа, взяли на себя его роль и функции.
Нарратив плотно встроен в нашу действительность, которая сейчас насквозь повествовательна и событийна. Политическая новость является частью одного большого политического нарратива; своя история есть и у нарратива общественного, и у культурного. Наблюдение за тем, какие трансформации происходят с тем или иным нарративом, во всех отношениях увлекательно и полезно.
В литературе нарратив — это последовательность изложения фактов и событий в произведении. Но не стоит путать его с сюжетом: нарратив — это не фабула сама по себе, а структура, на которой основана фабула. При этом нарратив существует по определенным законам: в нем можно выделить разные модели и шаблоны. Например, Владимир Пропп сформулировал базовую структуру сказочного нарратива. Он предложил разделить нарратив на более мелкие единицы — нарратемы: характеры, функции персонажей, волшебные орудия или определенные ситуации. Например, нарратему «герой встречает волшебного помощника» мы встречаем и в русской народной сказке про Ивана-Царевича и Серого волка, и в «Хоббите», где на помощь Бильбо и его друзьям приходит загадочный оборотень Беорн. А лингвист Альгирдас Жюльен Греймас разработал универсальную нарративную схему, которую можно применить к большинству текстов. В ней фигурируют шесть актантных ролей (то есть, функций, выполняемых персонажами): отправитель, получатель, субъект, объект, помощник и оппонент.
При этом нарратив в художественных произведениях можно трактовать и с более широкой точки зрения — как способ изложения истории. Один и тот же сюжет можно передать с помощью разных нарративов. Например, история про Алису в Стране чудес может подаваться и как сказочный сон в детской книжке — абсурдный, но не несущий негативного заряда, и как перемежающийся с реальностью продолжительный бред сумасшедшей девочки в легендарной компьютерной игре American McGee’s Alice, где та же вымышленная вселенная полна жестокости и насилия, а Алиса вынуждена сражаться с Красной королевой, захватившей власть (то есть, история путешествия по вымышленной стране становится историей преодоления психической травмы).
Нарратив пригодился и психологам. Нарративная психология утверждает, что нам проще воспринимать собственную жизнь по законам сюжета, а не с помощью каких-то логических правил. Тем более, что жизни «самой по себе» вроде как и не существует: мы с детства составляем свое представление о мире, основываясь на рассказах значимых для нас людей. В любой биографии есть элементы комедии (победа жизни над смертью, высвобождение подавленных желаний), романса (идеализация прошлого), трагедии (поражение героя) и иронии. Соответственно, человек может справиться с психологическими проблемами, переосмыслив и переписав собственную историю с помощью психотерапевта.
Термин «нарратив» также активно используется в рекламе и политтехнологиях — выяснилось, что даже выработав иммунитет к слоганам и прочим рекламным приманкам, люди продолжают прислушиваться к историям. Поэтому успех того или иного продукта или политического лидера во многом зависит от наличия у него внятной и убедительной истории, делающей его близким покупателю или избирателю. Например, типичная нарративная схема из сказки — протагонист с помощью волшебного средства борется со злодеями — часто используется в рекламе бытовой химии. В роли протагониста выступает заботливая и трудолюбивая домохозяйка, зло воплощают пятна или микробы, а вместо меча-кладенца — суперэффективное моющее средство.
Барак Обама не случайно провозгласил своим кумиром Авраама Линкольна: избирателям и СМИ нетрудно было заметить символичные параллели между биографиями легендарного президента и перспективного современного политика. Обама был сенатором от Иллинойса — Линкольн участвовал в Законодательном собрании этого же штата. Обама — афроамериканец, Линкольн отменил рабство в США. Даже на инаугурации молодого президента прозвучал лозунг «Новое рождение свободы», приуроченный к 200-летию со дня рождения Линкольна. Правильно выбранный нарратив очень помог имиджу Обамы, несмотря на то, что описанные параллели более чем условны и вряд ли помогают объективно оценить его качества и таланты. Обаяние красивой истории — мощное оружие для политика.
Значение слова «нарратив»
- Наррати́в (англ. и фр. — narrative) — изложение взаимосвязанных событий, представленных читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов. Часть значений термина «нарратив» совпадает c общеупотребительными словами «повествование», «рассказ»; имеются и другие специальные значения (). Учение о нарративе — нарратология.
Источник: Википедия
НАРРАТИ́В
1. лингв. текст, построенный по принципу развёртывания ремы (повествования) ◆ Манера повествования Воннегута подчёркнуто заострена против стилистики «больших нарративов» ― против цельности, глубинности, претензий на особое знание и особую миссию, против элитарности и эзотеричности. Марк Амусин, «Освобождение», 2002 г. // «Звезда» (цитата из НКРЯ) ◆ Складывается мировой медийный рынок ― «место, где вырабатываются и применяются формальные и неформальные правила, определяющие характер общепринятых нарративов, пространство, где соперничают идеологии и оформляются альянсы, определяющие, в конечном счете, судьбы правительств и наций, арена, на которой образы, порождаемые СМИ, становятся подспорьем или заменителем силы». Юрий Кимелев, «Средства массовой информации и суверенитет (о книге Монро Прайс)», 2003 г. // «Отечественные записки» (цитата из НКРЯ)
Источник: Викисловарь
Синонимы к слову «нарратив»экзегеза идеологема дихотомия сеттинг визуальность
Предложения со словом «нарратив»
- Этот исторический нарратив смоделирован по аналогии с ветхозаветными сюжетами, им проникнуты не только агиографические, но и летописные труды, поэтому её можно считать спецификой древнерусской традиции. Дмитрий Боровков, Тайна гибели Бориса и Глеба, 2009
- В школах вышел из моды большой нарратив о западном прогрессе. Ниал (Нил) Фергюсон, Цивилизация. Чем Запад отличается от остального мира, 2011
- Топики нарратива могут определять восприятие текста на более высоких уровнях. Умберто Эко, Роль читателя. Исследования по семиотике текста, 1979
- (все предложения)
Сочетаемость слова «нарратив»
Понятия со словом «нарратив»
- Наррати́в (англ. и фр. narrative, от лат. narrare — рассказывать, повествовать) — самостоятельно созданное повествование о некотором множестве взаимосвязанных событий, представленное читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов. Часть значений термина «нарратив» совпадает c общеупотребительными словами «повествование», «рассказ»; имеются и другие специальные значения. Учение о нарративе — нарратология.
- (все понятия)
Понимание нарративности как изложения истории, обладающей временной структурой, определяется пятью критериями:
- во-первых, это изменения, при этом повышается событийность по мере того, как то или иное изменение рассматривается как существенное. Тривиальные изменения события не образуют.
-во-вторых, непредсказуемостью, при этом событийность изменения повышается по мере его неожиданности. Парадокс - это противоречие «доксе», то есть общему мнению, ожиданию. Аристотель определяет парадокс как высказывание, «противоречащее прежде пробужденному ожиданию». В повествовании «докса» выступает та последовательность действий, которая в нарративном мире ожидается, причем речь идет об ожидании главных героев рассказа. Эту «доксу» и нарушает событие.
- в-третьих, консекутивность - событийность изменения зависит от того, какие последствия в мышлении и действиях субъекта она влечет за собой. Консекутивное прозрение и перемена взглядов сказывается на жизни героя.
- в-четвертых, необратимость. Событийность увеличивается по мере того, как уменьшается вероятность обратимости изменения.
- в-пятых, не повторяемость. Изменение должно быть однократным, так как изображение приближает наррацию к описанию.
Нарратив, текст и дискурс
Сходными по значению с нарративом являются понятия текста и дискурса. Согласно Лотману, повествование всегда описывает действие, поэтому оно всегда сюжетно. Текст же представляет знаковую систему, которая может быть статичной. Поэтому текст «составляет основу всякого повествования»[4]. Например, словарь — это текст, но не нарратив. Вместе с тем нарратив является разновидностью текста, его конкретным выражением, тогда как дискурс противоположен нарративу.
Поскольку нарратив описателен (дескриптивен), то в нём помимо логической структуры существуют ещё эстетическая, эмоциональная и ассоциативная структуры.
В качестве основополагающей идеи нарративизма берётся идея субъективной привнесённости смысла через задание финала.
В связи с этим, неважно понимание текста в классическом смысле слова. Фредрик Джеймисон считает, что нарративная процедура «творит реальность», утверждая как её относительность (то есть не имея никаких претензий на адекватность), так и свою «независимость» от полученного смысла. Бартом текст рассматривается как эхокамера, возвращающая субъекту лишь привнесённый им смысл, а повествование идёт «ради самого рассказа, а не ради прямого воздействия на действительность, то есть, в конечном счёте, вне какой-либо функции, кроме символической деятельности как таковой». Сравнивая классический труд — произведение и постмодернистский текст, Барт пишет: «произведение замкнуто, сводится к определённому означаемому… В Тексте, напротив, означаемое бесконечно откладывается на будущее».
По идеям М. Постера, смысл рассказа понимается в процессе наррации, то есть «мыслится как лишённый какого бы то ни было онтологического обеспечения и возникающий в акте сугубо субъективного усилия».
По оценке Й. Брокмейера и Рома Харре, нарратив является не описанием некой реальности, а «инструкцией» по определению и пониманию последней, приводя в качестве примера правила игры в теннис, которые только создают иллюзию описания процесса игры, являясь на самом деле лишь средством «вызвать игроков к существованию».
Ещё одной характеристикой нарратива выступает предложенный Итало Кальвино термин leggerezza — лёгкость, которую «нарративное воображение может вдохнуть в pezantezza — тяжеловесную действительность».
Основной частью рассказа и моментом появления в нём фабулы является его завершение. Нарратор (рассказчик) в первую очередь является носителем знания о финале, и только благодаря этому качеству он принципиально отличается от другого субъекта нарративного рассказа — его «героя», который, существуя в центре событий, не имеет этого знания.
Такие идеи были типичны и для авторов, только предварявших постмодернистскую философию. Так, Роман Ингарден рассматривал «конец повествования» как фактор, придающий обычной хронологической последовательности событий идею, и говорил о важнейшем смысле «последней» («кульминационной») фразы текста: «Специфика выраженного данной фразой… пронизывает всё то, что перед этим было представлено… Она накладывает на него отпечаток цельности».
Для принятой постмодернизмом концепции истории главной является идея значения финала для конституирования нарратива как такового. Фрэнк Кермоуд считал, что лишь существование определённого «завершения», изначально известного нарратору, создаёт некое поле тяготения, стягивающее все сюжетные векторы в общий фокус.
Деррида предложил идею отсрочки (фр. différance), согласно которой становление (сдвиг) смысла осуществляется «способом оставления (в самом письме и в упорядочивании концептов) определённых лакун или пространств свободного хода, продиктованных пока ещё только предстоящей теоретической артикуляцией». Деррида рассматривает «движение означивания», при котором каждый «элемент», называемый «наличным» и стоящий «на сцене настоящего», соотносится с чем-то иным, храня в себе «отголосок, порождённый звучанием прошлого элемента», и, при этом, начинает разрушаться «вибрацией собственного отношения к элементу будущего», то есть находясь в настоящем, он может быть отнесён и к «так называемому прошлому», и к «так называемому будущему», которое является одной из сил настоящего.
Так как для постмодернистского текста наличие объективного смысла не является важным, то и не предполагается понимание этого текста в герменевтическом смысле этого слова. «Повествовательная стратегия» постмодернизма рассматривается как радикальный отказ от реализма в любых его проявлениях:
- литературно-художественный критический реализм, так как критиковать — значит считаться с чем-то, как с объективным (а постмодернисты критиковали даже символизм, обвиняя его последователей в том, что символы и знаки являются всё же следами определённой реальности;
- традиционный философский реализм, так как, по мнению Д. Райхмана, постмодерн относится к тексту принципиально номиналистично;
- сюрреализм, так как постмодерну не нужны «зоны свободы» в личностно-субъективной эмоционально-аффективной сфере и он находит эту свободу не в феноменах детства и сновидениях (как сюрреализм), а в процедурах деконструкции и означивания текста, предполагающих произвольность его центрации и семантизации.
По мнению Ганса Гадамера, истинная свобода реализует себя именно через всё многообразие нарративов: «всё, что является человеческим, мы должны позволить себе высказать».
В данном контексте можно рассматривать и одну из сторон общей для всего постмодерна установки, иногда называемой «смерть субъекта» (и, в частности, «смерть автора»), нарратив Автора в процессе чтения заменяется нарративом Читателя, по-своему понимающего и определяющего текст. Если же последний пересказывает текст, то он, в свою очередь, становится Автором для другого Читателя, и так далее. Таким образом, нарратив является рассказом, который всегда можно рассказать по-другому.
В этом контексте Й. Брокмейер и Р. Харре соотносят нарратив с феноменом дискурсивности, рассматривая его как «подвид дискурса».
Нарратив - это не объективное, а субъективное повествование. Нарратив возникает тогда, когда в обыкновенный рассказ добавляются субъективные эмоции и оценки повествователя-нарратора. Появляется необходимость не просто донести информацию до слушателя, но произвести впечатление, заинтересовать, заставить слушать, вызвать определённую реакцию. Иными словами, отличие нарратива от обыкновенного рассказа или повествования, констатирующего факты, - в привлечении индивидуальных нарраторских оценок и эмоций каждого повествующего. Или же в указании причинно-следственных связей и наличии логических цепочек между описываемыми событиями, если речь идёт об объективных исторических или научных текстах.
Яркий пример нарратива в литературе – история о Золушке. В книгах Братьев Гримм и Шарля Перро обе сказки имеют одинаковый сюжет, но написаны в разных интерпретациях. Перро создал образ милой романтичной героини, которая живёт со злыми, но вполне адекватными сёстрами и мачехой.
Братья же Гримм погружают нас в жестокую и страшную атмосферу страстного желания мачехи и сестёр выбраться любой ценой из нищеты. Мать советует отрубить дочерям пальцы, чтобы их ноги влезли в туфельку. Вместе они стремятся избавиться от Золушки, а в конце сказки сёстры оказываются жестоко наказанными – птицы выклёвывают им глаза.
Сюжет в сказке один, но его интерпретации у сказочников весьма разнятся.
А вот, например, комментарий к озвучке ролика за кадром: «Картинка потрясная, а с нарративом беда: пополняй свой словарный запас!»
Даже в новом романе Виктора Пелевина «Лампа Муфусаила» упоминается это загадочное слово: «Но здесь возникает серьезная проблема достоверности нарратива».
Примеры нарративных литературных произведений:
- кентерберийские рассказы Джеффри Чосера;
- философские анекдоты Конфуция;
- сборник сказок на арабском языке «Тысяча и одна ночь»;
- притчи персидского поэта Саиди;
- легенды и сказания.
На использовании нарративных техник строятся детективы, триллеры и ужасы. Все детективные истории основаны на особом сюжете: читатель не знает, как произошло преступление и постепенно приближается к его разгадке вслед за сыщиком. Исходное событие и его причины раскрываются только в финале.
В жанре ужасов другие традиции – создать тревожную, пугающую атмосферу. Эдгар По, Дин Кунц и Стивен Кинг овладели этим искусством в совершенстве.
Как говорить
Неправильно «У этой книжки неинтересный нарратив — я сразу понял, чем она закончится». Правильно — «сюжет».
Правильно «Политический нарратив Маргарет Тэтчер — история о том, как победа 1945 года была погребена под тремя десятилетиями попустительства, политической вялости и инфляции и была восстановлена с помощью железной воли».
Правильно «В этой статье правильно изложены факты, но саркастический нарратив мне не нравится — я по-другому вижу ситуацию»
"Правды нет, но есть нарратив"
Нарратив - слово с распространяющимся применением. Это - важный для понимания современного мира термин.
Но, как часто бывает, все дело не в главных, но в его специальных значениях.
Возьмем, к примеру, такое утверждение из недавней газетной статьи, про Россию:
"Два месяца назад ряд высокопоставленных американских чиновников национальной безопасности настаивали на том, что Российская Федерация вновь представляет собой главную реальную угрозу американским интересам. Сегодня, по мере того как цены на энергоносители продолжают падать, а экономика Китая покачнулась, появился новый нарратив: приближающийся крах самой России или по крайней мере перспективы того, что правительство Владимира Путина доживает свои последние дни"
Николас К. Гвоздев Почему политика ожидания коллапса в России оказывается губительной ("The National Interest", США)
Или про Украину:
Эстонский посол со скепсисом оценивает события на Украине:
«Там делают революцию XXI века, пытаются модернизировать общество, но в условиях XIX века. По многим аспектам Украина — не на уровне европейского государства, а, скорее, Средней Азии и даже Африки«.
Впрочем, то, что это революция XXI века, это, по словам посла, нарратив самих украинских властей: «Они рассказывают, что происходит конфликт между демократической Украиной и империалистической Россией. Революция на Майдане была демократической, за европейские ценности. И основной причиной конфликта является то, что Украина хочет на Запад, в Евросоюз и НАТО. К этому украинцы обычно добавляют: имейте в виду, речь идет о потенциально очень богатой стране с крепкой базой тяжелой промышленности, развитой металлургией, угольной промышленностью и 6 атомными электростанциями. Не говоря уже о самых лучших в мире черноземах».
Однако, добавил Каннике, о том, что все протекает фактически в условиях позапрошлого века, свидетельствует то, что «ВВП Украины при 40-миллионном населении (это с учетом минус Крым, минус Донбасс) только в 6 раз больше, чем у Эстонии. Бюджет Украины 40 миллиардов долларов, эстонский — почти 10 миллиардов».
Маргарита Корнышева Украина глазами эстонского посла ("Delfi.ee", Эстония)
А вот про воинов света в Фейсбуке:
"Британская армия создает специальное подразделение воинов Facebook, обладающих навыками проведения психологических операций и использования социальных медиа для ведения нетрадиционных боевых действий, характерных для информационного века. 77-я бригада будет базироваться в Хермитидже, около Ньюбери в Беркшире, и в ее состав будут включены около 1500 человек, которые будут переведены туда из частей, расположенных в разных местах страны. Формально эта бригада будет образована в апреле.
Она будет отвечать за то, что называется нелетальными боевыми действиями. И израильская, и американская армии уже активно занимаются проведением психологических операций. На основе 24-часовой информации, смартфонов и социальных медиа, включая Facebook и Twitter, это подразделение будет пытаться контролировать нарратив".
...
Армия обороны Израиля стала пионером в использовании вооруженными силами государства социальных медиа, и ее специальные подразделения занимаются подобной работой со времени проведения операции «Литой свинец» (Cast Lead), то есть со времени войны в Газе в 2008-2009 годах. Армия обороны Израиля действует на 30 платформах, включая Twitter, Facebook, YouTube и Instagram, и проводит эту работу на шести языках. «Это позволяет работать с аудиторией, которая в противном случае была бы для нас недоступной», — отметил официальный представитель израильской армии.
Юэн Макаскилл (Ewen MacAskill) Британская армия создает команду воинов Facebook ("The Guardian", Великобритания)
Или возьмем что-то иное, не про политику:
"Когда Иисус намекнул на изменения в естественном порядке, оживив Лазаря, это был пасхальный нарратив, в котором Священное Писание входит в режим настоящего фильма ужасов. Кроме пыток Христа, которым его подвергли римляне (на ум сразу приходит Мел Гибсон и его «Страсти Христовы»), читателю Евангелия в пасхальные дни показывают целый парад сюжетных ходов и персонажей из жанра ужасов.
В последние дни Страстной недели естественный, священный и общепринятый порядок переворачивается с ног на голову. Когда Иисус издает последний вздох, дневной свет зловеще и неестественно превращается во тьму, после чего начинается страшное землетрясение. В современной сфере развлечений эта пугающая и сверхъестественная картина повторена бесчисленное множество раз в апокалиптических сюжетах ...
Быстро прокрутим события вперед, на воскресенье, и здесь мы увидим финал пасхальной истории, в котором, как повествует Евангелие от Луки, увидевшие Иисуса, «смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа». Согласно этому повествованию, хотя физически Иисус выглядел точно так же, как и до смерти, его посмертное явление ученикам очень сильно их напугало — как будто из гроба восстал мертвец.
Я пишу об этом с определенной долей иронии, однако, как мне кажется, важно признать, что религия и жанр ужасов соперничают между собой, ведя своеобразную дуэль на тему неведомого, лежащего за пределами человеческого разума и понимания. Я бы сказал, что одна из причин высочайших рейтингов «Ходячих мертвецов» состоит в том, что развлечение в жанре ужасов возникло как некая новая форма религиозного языка. В определенном смысле, в силу потребности в удобоваримом религиозном ритуале самые жуткие элементы Священного Писания захоронены, чтобы потом восстать в зловещем образе вампиров, зомби и злобных старших богов. Эти символы позволяют нам исследовать теневую сторону божественного.".
Джесс Пикок (Jess Peacock) Теологический ужас Пасхи ("Religion Dispatches", США)
Итак, тут проявляются иные значения термина нарратив:
"Нарратив (англ. narrare — языковой акт, то есть вербальное изложение — в отличие от представления) — понятие философии постмодернизма, фиксирующее процессуальность самоосуществления как способ бытия повествовательного (или, как писал Ролан Барт, «сообщающего») текста. Термин был заимствован из историографии, где появляется при разработке концепции «нарративной истории», рассматривающей исторические события как возникшие не в результате закономерных исторических процессов, а в контексте рассказа об этих событиях и неразрывно связанные с их интерпретацией".
То есть это не следование объективной реальности, но привнесение собственного своеволия, изменение реальности словами. Посмотрим через этот пункт на примеры, приведенные выше:
1 пример. Россия.
"В качестве основополагающей идеи нарративизма берётся идея субъективной привнесённости смысла через задание финала".
То есть если часто повторять - "Россия развалится!", то она развалится. Кстати, в очень короткий промежуток времени о развале России высказались Кашин, Ходорковский, Быков, Улицкая, Яковлев, Касьянов, Илларионов - это как раз "привнесение смысла", "задание финала", то есть некое политическое вуду по заказу. Как говаривавали Трегубова и Маша Слоним - "Надо мочить власть!".
2 пример. Украина.
"... нарративная процедура «творит реальность», утверждая как её относительность (то есть не имея никаких претензий на адекватность), так и свою «независимость» от полученного смысла".
"По идеям М. Постера, смысл рассказа понимается в процессе наррации, то есть «мыслится как лишённый какого бы то ни было онтологического обеспечения и возникающий в акте сугубо субъективного усилия».
То есть тут за нарративом стоит надежда превозмочь реальность, провести акт творения, переродиться. Это тоже определенная магия, как камлание о благотворном дожде.
3 пример, война в Интернете
"Так как для постмодернистского текста наличие объективного смысла не является важным, то и не предполагается понимание этого текста в герменевтическом смысле этого слова. «Повествовательная стратегия» постмодернизма рассматривается как радикальный отказ от реализма в любых его проявлениях:
литературно-художественный критический реализм, так как критиковать — значит считаться с чем-то, как с объективным (а постмодернисты критиковали даже символизм, обвиняя его последователей в том, что символы и знаки являются всё же следами определённой реальности;
традиционный философский реализм, так как, по мнению Д. Райхмана, постмодерн относится к тексту принципиально номиналистично;
сюрреализм, так как постмодерну не нужны «зоны свободы» в личностно-субъективной эмоционально-аффективной сфере и он находит эту свободу не в феноменах детства и сновидениях (как сюрреализм), а в процедурах деконструкции и означивания текста, предполагающих произвольность его центрации и семантизации".
Ну, вот, 1500 человек, больше полка борцов не за правду, а за нарратив. Подразумевается, что реальности не существует, а есть нужная кому-то картина. Настолько нужная, что она армия борется за нарратив.
4 пример. Иисус, пасха, религия.
"По оценке Й. Брокмейера и Рома Харре, нарратив является не описанием некой реальности, а «инструкцией» по определению и пониманию последней, приводя в качестве примера правила игры в теннис, которые только создают иллюзию описания процесса игры, являясь на самом деле лишь средством «вызвать игроков к существованию».
То есть эти рассуждения насчет того, что история Иисуса - нечто вроде фильма ужасов, это типичный акт деконструкции привычных понятий и ценностей и навязывание чего угодно путем манипуляций, это и есть нарратив. Вместо христианского мифа - мифы про зомби. Гаити вместо Европы.
В общем и целом получается что: происходит разрушение существующих идей и истин, барбаризация в области интеллектуальной деятельности, создание весьма злобных мифов и навязывание шаманских практик, особенно в журналистике, но также и в литературе, и в политике.
Нарративная парадигма
Нарративная парадигма (от англ. Narrative paradigm) – универсальная коммуникативная модель, предложенная профессором Анненбергской школы медиа-исследований Уолтером Фишером. В контексте данной парадигмы любой коммуникационный процесс рассматривается как форма повествования, а люди – как рассказчики историй.
История создания
Ещё с древних времён логос был отделён от мифоса, причём первый являлся абсолютом знания, истинности и объективности, а мифос лишь сводился к мифу, то есть к фикции. С этой точки зрения, всё, что не является логосом и не принадлежит к «чистому», объективному и «технологическому» знанию, может претендовать лишь на относительную истинность[1]. Cчиталось, что тот, кто хочет понять положение вещей, должен проконсультироваться с доктором, учёным, или другим экспертом. Это казалось Фишеру глубоко неверным, в связи с чем он предложил концепцию нарративной парадигмы, которая могла бы уравновесить существующую рациональную парадигму (или, по крайней мере, служить альтернативой для неё) .
- Научная модель была названа именно парадигмой, а не теорией, так как поле исследования намного шире.
- Фишер перевел понятие парадигмы из плоскости методологии науки в плоскость практической теории коммуникации (в том числе научной).
- Сам термин «нарративная парадигма» был придуман Уолтером Фишером под влиянием работ Аласдера Макинтайра.
Cущность парадигмы
Нарративная парадигма видит людей как рассказчиков историй — авторов и соавторов — которые творчески считывают и оценивают тексты из жизни и литературы. Она представляет существующие общественные установки как проводники сюжетов, которые всегда находятся в процессе воссоздания, нежели как сценарии[2].
Люди судят о происхождении вещей, оценивают явления или действия, анализируя «связность» и «точность» историй, которые признаются подходящими или отвергаются в зависимости от того, как эта история коррелирует с реальным опытом человека и теми сюжетами, которые он встречал в течение своей жизни. Жизнь, в свою очередь, рассматривается Фишером как череда историй, каждая из которых содержит начало, cередину, конец и определённый конфликт[3].
Cравнение парадигм
Фишер рассматривал две отдельные парадигмы человеческой коммуникации: рациональную и нарративную, то есть повествовательную [4]. И хотя рациональная парадигма больше подходит для научного дискурса, она совершенно неприменима в рамках дискурса социального, когда идёт обсуждение ценностей общества и процесс оценивания того или иного события с моральной точки зрения. В этом случае общество нуждается в нарративной парадигме, так как именно с её помощью оно может выработать мнение о ситуации и дать оценку происходящему.
Рациональная парадигма | Нарративная парадигма |
---|---|
Люди по своей природе рациональны | Люди по своей природе - рассказчики историй |
Принятие решений исходя из приведённых аргументов | Принятие решений с опорой на достаточные основания |
Аргументы определяются специально выработанными критериями, придающими суждению здравый смысл и завершённость | Достаточные основания определяются историей, биографией, культурой и характером рассказчика |
Основанием рациональности служат доказательства | Основанием рациональности служат связность и точность историй |
Мир рационален и состоит из логических связей | Мир состоит из историй, среди которых мы выбираем |
На основании таблицы можно сделать следующие выводы:
- Ценности играют ключевую роль в нарративной парадигме, в то время как в рациональной парадигме они второстепенны.
- Эстетическое доказательство не будет релевантно, с точки зрения логики, однако порой в нарративной системе именно стиль и красота определяют станет ли история подходящей.
- Согласно рациональной парадигме мира, лишь эксперты способны представлять или распознавать веские аргументы, но нарративная парадигма утверждает, что почти любой человек способен определить хорошую историю и судить о ее достоинствах, как об основе для убеждения и действия[5].
Нарративная рациональность
Нарративная рациональность предлагает метод определения релевантности историй. Он базируется на двух принципах связность и точность историй.
Связность
Нарративная связность отражает то, насколько вероятной и убедительной звучит история для слушателя. Этот фактор зависит от трёх составляющих:
- Логичность структуры. Подразумевает связность и последовательность элементов рассказа.
- Логичность рассказа в контексте других историй. Рассказ не должен выбиваться из общего ряда последовательных историй, чтобы создать целостную картину у слушателя.
- Правдоподобность персонажей. Вся история подвергается риску, если её персонажи не правдоподобны.
Точность
Под точностью Фишер подразумевал соответствие истории представлениям слушателя о добре и зле, а значит способность влиять на мировоззрение.[6]. Фишер считает, что история обладает точностью, когда в ней есть достаточные основания для того, чтобы руководить нашими действиями в будущем. Логика достаточных оснований основана на пяти критериях[7]:
- Ценности, которые превозносит история.
- Релевантность истории относительно затрагиваемых ценностей.
- Степень вовлеченности слушателей и принятия ими предлагаемых в истории ценностей.
- Корреляция предлагаемых ценностей с ценностями слушателя.
- Точность отображения ценностей, воспринимаемых человеческой yjcnh ,fv культурой как наивысшие.
Области применения
В политике
Истории всегда являлись наиболее легким способом донести до широкой общественности идеи той или иной политической силы, этот инструмент часто эксплуатировался в политической коммуникации отнюдь не во благо для общества. Этому способствовали специфические особенности «сюжетного» образа мышления, главной из которых можно считать следующую: информация, которая не соответствует символическому ряду господствующей в умах людей «истории» может быть очень легко ими проигнорирована, отвергнута либо исключена из поля серьезного осознанного рассмотрения[8]. В то же время человек, находящийся во власти нарративов, может воспринимать совершенно противоречащие друг другу с точки зрения чистой логики установки и утверждения, если в его сознании никак не противоречат друг другу две истории, которые иллюстрируют эти убеждения[2]. В качестве иллюстрации такого «логического противоречия» можно привести пример человека, который будет ненавидеть жителей западной Украины за «фашизм» и в то же время являться русским националистом радикального толка, трактуя свои убеждения в ключе «патриотизма».
В пиар
Создание историй как инструмента PR «очеловечивает» бренд, демонстрирует потребителям систему ценностей компании, добавляет образности и доверительности имиджу, ускоряет процесс принятия решений во время переговоров, помогает объяснить сложные процессы и явления простым языком, передать систему ценностей компании, усилить слабые стороны компании. Правильно сконструированные истории апеллируют к ценностям и эмоциям своих целевых аудиторий, добиваясь возникновения устойчивой эмоциональной связи между компанией и потребителями, а также передачи и усвоения сообщаемых этими историями ценностей[9]. Нарратив также воздействует на сознание людей, внушая им “нужные” мысли, формирует сопричастность и способен вызывать запланированную реакцию и соответствующее ожиданиям поведение. Нарративная парадигма Фишера позволяет предопределить возможное отторжение продукта целевой аудиторией, если он несет в себе сообщение противоречащее ценностям и жизненному опыту потребителя[10].
В средствах массовой информации
Значительная доля продукции средств массовой информации состоит из нарративов[11]. Информационное пространство наполнено историями потому, что тексты, используемые в журналистике и связях с общественностью, представляют собой либо повествование в чистом виде, либо перечисление событий, из которых повествование может быть составлено[12]. Так, новостной нарратив имеет главных и второстепенных действующих лиц, «героев» и «злодеев», для него характерно наличие последовательно развивающегося действия, композиционно выстроенного, обладающего началом, серединой, концом, маркированными драматическими поворотами в сюжете, и соответствующего привычным для аудитории сценариям[13]. Нарратив выступает в качестве формы бытия медийного текста как продукта массовой культуры. Именно нарративный метод изложения новостей используют журналисты во время кризисов и терактов[14]. Рассказ в красках о произошедшем событии привлечёт больше внимания нежели поминутное изложение сухих фактов[15].
Критика
- Главным критиком парадигмы Фишера является Роберт Роуленд. В своей статье[16] Роуленд отмечает три недостатка нарративной парадигмы:
- Фишер слишком широко определяет нарратив, включая в данное понятие практически любую коммуникацию. Роуленд считает, что определение нарратива в контексте парадигмы необходимо сузить. Не все литературные сочинения, например, можно считать историями. Слишком широкое определение понятия нарратив способно ввести человека в заблуждение по поводу истинного значения этого термина в контексте парадигмы Фишера.
- Роуленд не считает, что нарративная парадигма Фишера в полной мере является альтернативой рациональной парадигме. Дело в том, что не существует определённых критериев, по которым можно было бы оценить, насколько хорошо функционирует нарративная парадигма, ведь история может быть эффективной, но при этом лживой. К тому же, Фишер предполагает, что есть определённый спектр ценностей, коррелирующийся с «достаточными основаниями», но будут ли одинаковыми эти ценности, например, у христианина, мусульманина и буддиста? Таким образом, по мнению Роуленда, в контексте нарративной парадигмы сложно выработать единые стандарты оценки моральных ценностей, которые бы разделяли все, а также практически невозможно избежать релятивизма. Более того, нарративная парадигма Фишера не может быть применена к дискурсу, где нет возможности рассказать историю. Стандарты нарративной рациональности и её критерии не применимы, например, к сфере фэнтези и научной фантастики.
- В своей статье[17] Фишер критиковал рациональную парадигму, уповая на иерархичность её системы, где люди делятся на элиту и экспертов, с одной стороны, и тех, кто им подчиняется, с другой. Однако Роуленд отмечает, что нарративная парадигма не гарантирует отсутствия контроля элит над обществом. Он напоминает, что в основе нацизма лежал миф об арийцах, а коммунизм строился вокруг идеи о рае на земле для рабочего.
- Барбара Ворник считает логику «достаточных оснований», на которой базируется нарративная парадигма, слишком оптимистичной и неподходящей для современных реалий. К тому же, один из праотцов рациональной парадигмы Аристотель уже выдвигал идею о том, что человеку присуща тяга к доброму и справедливому.[18] По мнению Ворник, изначальные расхождения в трактовке Фишером собственной теории привели к отсутствию полноценной системы оценивания историй. Нет никакой уверенности в том, что человек проанализирует историю, не прибегая к собственным домыслам или логическим доводам, что делает парадигму очень субъективной[19]. К тому же, даже обладая связностью и точностью, история вполне может лоббировать плохие ценности, как например, в книге Адольфа Гитлера «Моя борьба».
- Виллиам Кирквуд критикует чрезмерную опору на превалирующие в человеческой культуре ценности. Отсюда автор делает вывод об «однобокости парадигмы»[20], предложенной Фишером, что говорит о её непригодности в определённых сферах человеческой деятельности.
- Коррективы в парадигму Фишера вносят Михаэль МакГи и Джон Нельсон, которые предпочитают функциональный взгляд на нарратив и сюжетику. МакГи и Нельсон считают, что обществу нужна не столько в нарративная парадигма, сколько эпистемология нарративности.[21]
Ответ на критику=
- Желая объяснить свою точку зрения, в частности Роберту Роуленду[22], Фишер опубликовал статью «Объясняя Нарративную парадигму». В ответ на критику Роуленда о том, что определение термина нарратив слишком широкое, Фишер привел три значения, в которых оно используется при осмыслении парадигмы:
- Отдельные формы коммуникации — описания, короткие истории, характеристики.
- Универсальные типы коммуникации — споры, повествования.
- Концептуальная основа, позволяющая понять решения, высказывания и действия людей.
- Комментируя критические высказывания Барбары Ворник в адрес нарративной парадигмы, Фишер утверждает, что она путает понятия эффективного дискурса, который использовал Гитлер, и хорошего дискурса, который люди склонны предпочитать. Однако он допускает, что зло может подавить эту склонность, и считает, что это еще одна причина для определения и продвижения гуманных ценностей, представленных в нарративной парадигме.
- Фишер также благодарит всех, кто критиковал нарративную парадигму, так как это лишь подтверждает её валидность.
Я хочу поблагодарить своих критиков, поскольку они только подтверждают правильность моей позиции. Они делают это двумя способами: какую бы линию нападения они ни выбрали, они в конечном счете критикуют или связность, или точность моей позиции, или и то, и другое. И какие бы возражения они ни высказывали, основанием для их возражений будет конкурирующая история, которая, как они, разумеется, полагают, является связной и обладает точностью[23]
Подписывайтесь на новости Цифровой фабрики в Telegram:
Журнал Цифровая фабрика — всё об использовании новых технологий в жизни, культуре и продажах
Обложка: Midjourney
Литература
- Fisher, Walter R (1984). "Narration as Human Communication Paradigm: The Case of Public Moral Argument". Communication Monographs.
- Fisher, Walter R (1985). "The Narrative Paradigm: An Elaboration". Communication Monographs.
- Fisher, Walter R (1985). "The Narrative Paradigm: In the Beginning". Journal of Communication.
- Fisher, Walter R (1988). "The Narrative Paradigm and the Assessment of Historical Texts". Argumentation and Advocacy.
- Fisher, Walter R. The Narrative Paradigm: An Invitation. Not a Demand; A Proposal, Not a Panacea,” paper presented at the Speech Communication Association Annual Meeting, San Francisco, 1989.
- Fisher, Walter R (1989). "Clarifying the Narrative Paradigm". Communication Monographs.
- Fisher, Walter R (1994). "Narrative Rationality and the Logic of Scientific Discourse". Argumentation.
- Fisher, Walter R. (1995). "Narration, Knowledge, and the Possibility of Wisdom" in Rethinking Knowledge: Reflections Across the Disciplines (Suny Series in the Philosophy of the Social Sciences). (Fisher & Robert F. Goodman as editors). New York: State University of New York Press.
- Kirkwood, William G. (1992) "Narrative and the Rhetoric of Possibility", Vol. 59, Issue 1.
- McGee M.C., Nelson J.S. Narrative Reason in Public Argument // Journal of Communication, Vol. 35, No. 4, 1985
- Rowland, Robert C. (1989). "On limiting the narrative paradigm: Three case studies". Communication Monographs.
- Bennett W.L., Edelman M. Toward a New Political Narrative // Journal of Communication, Vol. 35, No. 4, 1985. - p. 158
- Warnick,Barbara (1987) The narrative paradigm: another store// Quaterly journal of speech.
- Гриффин Эм. Коммуникация: теория и практика//Гуманитарный Центр, Науменко А.А., 2015. — 688 с.
- Салиева Л. К. Нарративный анализ. История и современность. Сферы приложения // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество ). — 2012. — № 3. — С. 116–128.
Ссылки
- http://ac-journal.org/journal/2007/Spring/articles/storytelling.html
- https://ru.scribd.com/doc/271948554/Paradigma-Narrativo-Walter-Fisher-2015
- http://www.vestnik-philology.mgu.od.ua/archive/v11/v11-2/39.pdf
- http://culturalresearch.ru/files/open_issues/01_2013/IJCR_01(10)_2013.pdf
- http://cyberleninka.ru/article/n/narrativnoe-manipulirovanie
Примечания
- ↑ Fisher W.R. The Narrative Paradigm: In the Beginning // Journal of Communication, Vol. 35, No. 4, 1985, p. 86
- ↑ Перейти обратно:1 2 Там же
- ↑ Fisher, Walter R (1984). "Narration as Human Communication Paradigm: The Case of Public Moral Argument". Communication Monographs. 1–22.
- ↑ McGee M.C., Nelson J.S. Narrative Reason in Public Argument // Journal of Communication, Vol. 35, No. 4, 1985, p. 139
- ↑ Гриффин Эм. Коммуникация: теория и практика//Гуманитарный Центр, Науменко А.А., 2015. — 688 с.
- ↑ Griffin, Em (28 March 2014). A First Look at Communication Theory. ISBN 978-0-07-784245-1
- ↑ Fisher, Walter R. (1987). Human Communication as Narration: Toward a Philosophy of Reason, Value, and Action. Columbia: University of South Carolina Press. ISBN 0-87249-500-0
- ↑ Bennett W.L., Edelman M. Toward a New Political Narrative // Journal of Communication, Vol. 35, No. 4, 1985. - p. 158
- ↑ Тодорова О.В. Сторителлинг как инновационный PR-инструмент // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.
- ↑ Stutts, Nancy B.; Barker, Randolph T. (2016-08-15). "The Use of Narrative Paradigm Theory in Assessing Audience Value Conflict in Image Advertising". Management Communication Quarterly. 13 (2): 209–244.
- ↑ Fairclough, N. Media Discourse Текст. / N. Fairclough. L.: Edward Arnold, 2002.-214 p
- ↑ Луканина Мария Владимировна, Салиева Людмила Казимовна Нарративное манипулирование // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. №46. С.210-225
- ↑ Тюпа В.И. Очерк современной нарратологии // Критика и семиотика. 2002. Вып. 5. С. 5–31.
- ↑ Christopher T. Caldiero”Crisis Storytelling: Fisher’s Narrative Paradigm and News Reporting”, American Communication Journal,2007.ISSN: 1532-5865.Vol 9, Issue 1
- ↑ Ronnie D. Lipschutz”Reconstructing World Politics: The Emergence of Global Civil Society”,Journal of International Studies,1992.ISSN 0305-8298.Vol.21.No3,pp.389-420
- ↑ Rowland, Robert C. (1989-03-01). «On limiting the narrative paradigm: Three case studies». Communication Monographs. 56 (1): 39-54. doi:10.1080/03637758909390248. ISSN 0363-7751.
- ↑ Fisher, Walter R (1984). «Narration as Human Communication Paradigm: The Case of Public Moral Argument». Communication Monographs. 1-22
- ↑ Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: «Мысль», 1983. Т. 4. — С. 376—644.
- ↑ Barbara Warnick (1987) The narrative paradigm: another store// Quaterly journal of speech, 172—182
- ↑ Kirkwood, William G. (1992) «Narrative and the Rhetoric of Possibility»,Vol. 59, Issue 1, pp.30-47
- ↑ Michael Calvin McGee; John S Nelson «Homo Narrans Narrative Reason in Public Argument», Journal of Communication (pre-1986); Fall 1985;p.139.
- ↑ Fisher, Walter R (1989). «Clarifying the Narrative Paradigm». Communication Monographs. 56: 55-58
- ↑ Fisher, Walter R. The Narrative Paradigm: An Invitation. Not a Demand; A Proposal, Not a Panacea,” paper presented at the Speech Communication Association Annual Meeting, San Francisco, 1989.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Нарративная_парадигма