Топ-100

Мир переходит в «сингулярность»

Культурный код 24 июля 2021 г.

В рамках цикла «Высшая лига» 11 февраля в Ельцин Центре с публичной лекцией выступил известный российский философ и культуролог Виталий Куренной, который рассмотрел происходящие в обществе политические процессы сквозь призму современных социальных и культурных явлений.

Глава Института исследований культуры, заведующий отделением культурологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» профессор Виталий Куренной свой разговор о нынешнем состоянии общества построил на базе теории немецкого учёного Андреаса Реквица, которому удалось обобщить множество современных культурных и социальных тенденций одним понятием — «сингулярность», обозначающим в философии единичность, неповторимость чего-либо.

Андреас Реквиц (18. Марц 1970, Виттен) - немецкий социолог и теоретик культуры. Он является профессором сравнительной культурной социологии в Европейском университете Виадрина во Франкфурте (Одер). В апреле 2020 года он переводится в институт социальных наук Берлинского университета имени Гумбольдта.

— Реквиц считает, что примерно с 80-х годов прошлого века современные развитые западные общества вступили в период трансформации, смысл которой описывается понятием «сингулярность». Если до этого в развитых индустриальных обществах действовала логика всеобщего или универсального, то сегодня ей на смену приходит логика сингулярного или единичного. Уникальность, аутентичность, эмоциональность и эстетизация — таковы некоторые из ее проявлений. Реквиц говорит, что общество сингулярности — это общество, в котором культура играет самую важную роль, это «культурный капитализм».

Андреас Реквиц

По словам Куренного, эту новую логику мы наблюдаем повсеместно, но особенно ярко она проявляет себя в социальных сетях, которые стали мощнейшим инструментом предъявления собственной, индивидуальной сингулярности. Люди активно публикуют на своих страницах фотографии из поездок и путешествий, демонстрируют экзотические блюда или еду, приготовленную своими руками, делятся снимками детей и наблюдениями над их характером, ставят хештеги в знак солидарности с какими-либо моральными или политическими акциями, или реагируют на них, придумывая разнообразные мемы.

Важную роль в современном обществе «культурного капитализма» играют понятия «аутентичность» и «подлинность», отмечает философ. Именно на этом фоне сегодня во всем мире музеи становятся крупнейшей культурной индустрией, и чем больше тиражируются какие-либо произведения искусства, тем выше у людей спрос на прикосновение к оригиналу, интерес к подлиннику. Также в «эмоциональном» обществе уже не привлекателен «Макдоналдс», а всё больше востребована аутентичная кухня: на фудкортах мы уже не увидим большого количества сетевых ресторанов, поскольку теперь там доминируют национальные кухни.

— Логика сингулярности также легко увязывается с экологической логикой, потому что природное — это натуральное: «выбирай подлинное, выбирай натуральное». Различные телесные практики и идейное потребление также работают на подчёркивание сингулярности, аутентичности и природности.

Но особенно важен и показателен тот факт, что практика культурной сингуляризации может реализовываться как индивидуально, так и коллективно. Индивидуальная практика требует от человека образованности, культурных и эстетических компетенций. Куренной приводит в пример популярных отечественных блогеров, которые в лучших традициях русской интеллигенции рассуждают о власти и судьбе народа, и эти оценочные суждения пользуются у аудитории спросом.

Менее образованное большинство удовлетворяется коллективной сингулярностью, которая приписывается определенной группе людей в противовес другим сообществам. Это общая практика, характерная для религиозных, этнических, расовых и национально-государственных групп.

— Коллективная сингулярность — это принадлежность к особой группе, поэтому мы видим не падающий спрос на разного рода национализмы и религиозный фундаментализм как претензию на моральную исключительность, — почеркнул Куренной. — Наш отечественный общественно-политический язык сегодня пропитан категориями «духовные скрепы», «традиционная культура». Даже в новой Конституции культура уже понимается как традиция, как-то, что мы должны защищать и охранять. И это не только российская специфика, а общемировая.

Куренной также отметил еще одну важную характеристику современности, о которой пишет Реквиц в своей набирающей популярность книге «Общество сингулярностей», где средний класс всё более разделяется на «восходящую и нисходящую социальные среды», которые движутся в своих собственных, совершенно особых пространствах дискурса и опыта.

— По мнению Реквица, мы сегодня наблюдаем не просто изменение поведенческих логик у людей, а фундаментальную социальную трансформацию, для которой характерны изменения классовой структуры общества. Господство среднего класса начинает разваливаться, и на его обломках возникает новый высший средний класс. Это люди, получившие очень хорошее образование, которые прекрасно себя чувствуют в современной креативной экономике. Параллельно с этим формируется новый низший средний класс — люди, работающие в сфере услуг. Эту новую структуру очень хорошо обнажила пандемия. С одной стороны, группа людей спокойно решала свои творческие задачи, не выходя из дома, а с другой — огромная армия обслуживала этот класс, разнося пиццу и работая в такси.

Современное повсеместное развитие политического популизма Реквиц объясняет массовым запросом именно на эту форму коллективной сингулярности. Культурные вопросы в обществе становятся все более важными и жесткими, они сильно заряжены политикой идентичности и обращаются к трем основным базовым сюжетам — уникальной истории, уникальной территории и уникальным моральным ценностям. Вследствие этого, по мнению Куренного, напряженность в обществе вызывают темы истории, традиционных ценностей, традиционной семьи и традиционной морали.

Креативный класс (творческий класс; англ. creative class) — понятие, предложенное Ричардом Флоридой для обозначения социальной группы населения, включённой в постиндустриальный сектор экономики. Это часть среднего класса, ставшая самой влиятельной и массовой социальной группой в развитых странах (к примеру, в США их доля составляет 30 % всех работающих). Активно включен в глобальный мир.

— С точки зрения общей динамики, я бы не сказал, что мы переживаем какую-то революционность, потому что значение культуры и исторически подлинного изобретено уже давно. Также это не означает, что из нашей жизни исчезла логика всеобщего — всеобщее превратилось в инфраструктуру. Ярчайший пример — это глобальная сеть, которая, действуя в рамках универсальных алгоритмов создает предпосылки для формирования среди людей огромного количества нео-сообществ. Моментальность коммуникации привела к тому, что у нас бум разнообразных сообществ, которые могут собираться в свои группы вне зависимости от территории. Интернет создал идеальные условия для нео-сообществ, но опасность заключается в том, что они могут иметь не только невинный, но и фундаменталистский характер.

Оригинальная публикация на сайте Ельцин Центр

Виталий Куренной — о трансформации общества и «культурном капитализме»

Теги

Great! You've successfully subscribed.
Great! Next, complete checkout for full access.
Welcome back! You've successfully signed in.
Success! Your account is fully activated, you now have access to all content.