const ghostSearchApiKey = '93722e96ae625aaeb360b7f295'
Карл Брюллов. Автопортрет, 1849, Государственный Русский музей

Карл Брюллов. Итальянское утро, 1823

«Жаркая» серия Карла Брюллова

Жаркий полдень. Прелестная девушка с живым любопытно-игривым взором, румяным от зноя лицом аккуратно снимает виноградную гроздь. Одной рукой она опирается на ствол дерева, другой осторожно, боясь повредить круглые прозрачные бусинки ягод, отделяет их от лозы. От трепетных усилий рукав платья сползает вниз, обнажая плечо и грудь. Пышные формы девушки с естественной, сиюминутной чувственностью удивительно органично вписываются в декорацию зелени. Она сама как спелая виноградная гроздь.

Карл Брюллов. Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград), 1827, Государственный Русский музея

Такую картину под названием «Итальянский полдень» в 1827 году отправил из Рима молодой Карл Брюллов русскому Обществу поощрения художников, наградившего его заграничной поездкой для совершенствования мастерства. Во время стажировки Брюллов должен был отчитываться о ходе постижения премудростей европейской живописи и присылать работы.

Итальянское утро  

Четырьмя годами ранее он написал картину «Итальянское утро», в которой полуобнажённая девушка умывается под струёй фонтана. Нежность и невинность модели в момент утреннего ритуала, льющийся сзади, «обнимающий» её фигуру свет сделали жанровый дебют художника определённой сенсацией. Зритель почувствовал себя прохожим, который через щель в заборе чужого дома случайно увидел маленькое чудо. Общество поощрения художников очень благожелательно приняло картину и подарило её императору Николаю I, а тот, в свою очередь, пожаловал Брюллову бриллиантовый перстень и поручил написать продолжение, которым стал «Итальянский полдень».

Карл Брюллов. Итальянское утро, 1823, Кунстхалле Киля

Однако в этот раз «жаркая» тема вызвала не менее жаркую критику со стороны меценатов и некоторых экспертов живописи. Героиню картины с пышными формами сочли недостаточно изящной, несоответствующий классическим нормам. Причём из письменного вердикта, который Общество не преминуло отправить автору, было не совсем понятно, что именно возмутило ценителей живописи: отступление от художественного канона, слишком «полнокровная», простая натура, недостойная представления в царском интерьере, или сумма этих слагаемых?

Конечно, Брюллов был расстроен и раздражён подобной отповедью. Он считал правом художника, своим правом поиск «того предложенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже больше нравятся, нежели строгая красота статуй», о чём и сообщил критикам Общества, а после и вовсе порвал с ним. Живописец отказался от денежного довольствия и продолжил творческие изыскания на самостоятельно заработанные средства.

Карл Брюллов "Великий"

Через шесть лет он написал «Последний день Помпеи», который закрепил за ним звание первого художника в Европе и «Карла Великого» в России, в то время как «Итальянское утро» и «Итальянский полдень» радовали взор императрицы Александры Фёдоровны в её личных покоях. Сейчас осиянная светом утренняя скромница восхищает зрителей в Кунстхалле Киля, а полуденная прелестница волнует посетителей Михайловского дворца Русского музея.

Русский музей в Кемерове в ВК

Телеграм

Теги

Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.