Топ-100

Владимир Ильин: «Мы живем рядом в физическом пространстве, но бесконечно далеко — в пропространстве социальном»

Владимир Ильин 4 авг. 2021 г.

Индивиду необходимо понять себя и социальную среду своего существования, чтобы наиболее эффективно сосущество­вать с ней. Ему требуется понять значимых для него Других, чтобы быть в состоянии сосуществовать с ними, с одной стороны, не заставляя их быть похожими на себя, а с другой — и самому не теряя своеобразия. Лишь понимая Другого, можно уйти от соблазна определить его как «дикого», «странного», «опасного» и т. д.

Текст публикации, "Введение" к монографии "Драматургия качественного полевого исследования".

Чтобы понять Другого, надо увидеть мир его глазами, в его терминах, через призму его осознанных интересов, страстей, предрассудков, иллю­зий, надежд. Иначе говоря, надо понять его жизненный мир изнутри. С помощью традиционных методов социальных исследований, базирующих­ся на позитивистской методологии, сделать это нельзя. Для достижения этой цели необходимы иные, гибкие методики, не пытающиеся копиро­вать инструментарий естественных наук.

Любое общество социально неоднородно. Чем оно сложнее, тем выше уровень неоднородности. Разные сословия, классы и слои всегда жили в разных социокультурных мирах, часто разделенных пропастью. Со­временные общества стремительно приобретают мультикультурный ха­рактер в силу нарастающих масштабов разных видов миграции, фор­мирования целой палитры стилей жизни.

В этих условиях никто не живет просто в каком-то обществе (российском, германском или американс­ком). Люди живут в относительно изолированных социокультурных ми­рах (полях), сформированных коллегами по работе или учебе, родствен­никами и друзьями. В каждом таком социокультурном поле свои материальные возможности, свои нормы и ценности, свои особые пра­вила интерпретации вещей и поступков, свой словарный запас, свои нюансы в его понимании.

Каждый город, говоря словами Р. Парка, пред­ставляет собой «ансамбль социальных миров». И за пределами нашего мира в поле зрения, но вне поля понимания, живут, ходят, борются за существование Другие. Нам от них никуда не деться, как и им от нас. Мы обречены жить по соседству: богатый с бедным, коренной житель с иммигрантом, успешный с неудачником, здоровый с инвалидом, алко­голик с принципиальным трезвенником, монах с развратником, моло­дой со стариком и т. д. и т. п. Другие — «странные» и «непонятные», а то и «опасные» в силу своей инаковости. Атмосфера социокультурной изоляции благоприятна для роста самых разных видов фанатизма и твердолобости. Барьер непонимания чреват в лучшем случае отчуждением, в худшем — кровавыми конфликтами. Мы живем рядом в физическом пространстве, но бесконечно далеко — в пропространстве социальном. И для устойчивого существования этого пестрого общества ему необ­ходимы посредники в виде «путешественников», которые смело пере­секают границы социальных миров, пытаются понять логику их суще­ствования и донести ее до жителей иных миров. Потребителем такой информации выступает не только и не столько власть, сколько бесконечно многоликое общество индивидов. Обычные индивиды, целиком погло­щенные повседневностью, не имеют времени, сил, ресурсов и способно­стей, чтобы путешествовать в иные социальные миры (поля). И исследо­ватель социальных миров может выполнять функции посредника, расширяя пространство взаимопонимания, кооперации, сотрудничества. Власть не выпадает из круга потребителей такой информации. Она про­сто указывается в ряду других читателей текстов. Мир Кремля от мира обездоленных Москвы находится дальше, чем от мира вашингтонского Белого Дома. Данные социальной статистики и массовых опросов не смягчают этого непонимания. Нельзя представить себя на том месте, ко­торое ты никогда не занимал. Не может успешный политик взглянуть на мир глазами неудачника, а потому он не в силах ему помочь. Социальная помощь, как и лекарство, эффективна лишь при адекватности средства объекту. То, что спасает одного, с таким же успехом убивает другого.

Мир бизнеса, маркетинга, технологий отделен глубокими социокуль­турными пропастями от миров основной массы потребителей товаров и услуг. На границах этих миров очевидное превращается в невероятное. Потребление же за пределами логики физического выживания становит­ся производством смыслов, инструментом конструирования идентичнос­ти, средством коммуникации. Люди одеваются не только для того, чтобы защититься от холода, но обозначая свою принадлежность к тому или иному полу, классу, типу, возрастной группе и т. д. Аналогичным образом потребление пищи, автомобилей, домов, мебели, информации и т. п. — это часть логики соответствующих социокультурных миров (полей). Поэто­му успешный маркетинг часто зависит от способности производителей товаров и услуг заглянуть в жизненный мир, в пространство смыслов своих целевых групп. И здесь традиционные методы массовых опросов помогают в снятии лишь очень поверхностной информации о легко на­блюдаемых формах поведения и хорошо осознанных отношениях («ем / не ем», «нравится / не нравится»).

Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования | socioline.ru

Теги

Great! You've successfully subscribed.
Great! Next, complete checkout for full access.
Welcome back! You've successfully signed in.
Success! Your account is fully activated, you now have access to all content.