Владимир Ильин: «Мы живем рядом в физическом пространстве, но бесконечно далеко — в пропространстве социальном»
Индивиду необходимо понять себя и социальную среду своего существования, чтобы наиболее эффективно сосуществовать с ней. Ему требуется понять значимых для него Других, чтобы быть в состоянии сосуществовать с ними, с одной стороны, не заставляя их быть похожими на себя, а с другой — и самому не теряя своеобразия. Лишь понимая Другого, можно уйти от соблазна определить его как «дикого», «странного», «опасного» и т. д.
Текст публикации, "Введение" к монографии "Драматургия качественного полевого исследования".
Чтобы понять Другого, надо увидеть мир его глазами, в его терминах, через призму его осознанных интересов, страстей, предрассудков, иллюзий, надежд. Иначе говоря, надо понять его жизненный мир изнутри. С помощью традиционных методов социальных исследований, базирующихся на позитивистской методологии, сделать это нельзя. Для достижения этой цели необходимы иные, гибкие методики, не пытающиеся копировать инструментарий естественных наук.
Любое общество социально неоднородно. Чем оно сложнее, тем выше уровень неоднородности. Разные сословия, классы и слои всегда жили в разных социокультурных мирах, часто разделенных пропастью. Современные общества стремительно приобретают мультикультурный характер в силу нарастающих масштабов разных видов миграции, формирования целой палитры стилей жизни.
В этих условиях никто не живет просто в каком-то обществе (российском, германском или американском). Люди живут в относительно изолированных социокультурных мирах (полях), сформированных коллегами по работе или учебе, родственниками и друзьями. В каждом таком социокультурном поле свои материальные возможности, свои нормы и ценности, свои особые правила интерпретации вещей и поступков, свой словарный запас, свои нюансы в его понимании.
Каждый город, говоря словами Р. Парка, представляет собой «ансамбль социальных миров». И за пределами нашего мира в поле зрения, но вне поля понимания, живут, ходят, борются за существование Другие. Нам от них никуда не деться, как и им от нас. Мы обречены жить по соседству: богатый с бедным, коренной житель с иммигрантом, успешный с неудачником, здоровый с инвалидом, алкоголик с принципиальным трезвенником, монах с развратником, молодой со стариком и т. д. и т. п. Другие — «странные» и «непонятные», а то и «опасные» в силу своей инаковости. Атмосфера социокультурной изоляции благоприятна для роста самых разных видов фанатизма и твердолобости. Барьер непонимания чреват в лучшем случае отчуждением, в худшем — кровавыми конфликтами. Мы живем рядом в физическом пространстве, но бесконечно далеко — в пропространстве социальном. И для устойчивого существования этого пестрого общества ему необходимы посредники в виде «путешественников», которые смело пересекают границы социальных миров, пытаются понять логику их существования и донести ее до жителей иных миров. Потребителем такой информации выступает не только и не столько власть, сколько бесконечно многоликое общество индивидов. Обычные индивиды, целиком поглощенные повседневностью, не имеют времени, сил, ресурсов и способностей, чтобы путешествовать в иные социальные миры (поля). И исследователь социальных миров может выполнять функции посредника, расширяя пространство взаимопонимания, кооперации, сотрудничества. Власть не выпадает из круга потребителей такой информации. Она просто указывается в ряду других читателей текстов. Мир Кремля от мира обездоленных Москвы находится дальше, чем от мира вашингтонского Белого Дома. Данные социальной статистики и массовых опросов не смягчают этого непонимания. Нельзя представить себя на том месте, которое ты никогда не занимал. Не может успешный политик взглянуть на мир глазами неудачника, а потому он не в силах ему помочь. Социальная помощь, как и лекарство, эффективна лишь при адекватности средства объекту. То, что спасает одного, с таким же успехом убивает другого.
Мир бизнеса, маркетинга, технологий отделен глубокими социокультурными пропастями от миров основной массы потребителей товаров и услуг. На границах этих миров очевидное превращается в невероятное. Потребление же за пределами логики физического выживания становится производством смыслов, инструментом конструирования идентичности, средством коммуникации. Люди одеваются не только для того, чтобы защититься от холода, но обозначая свою принадлежность к тому или иному полу, классу, типу, возрастной группе и т. д. Аналогичным образом потребление пищи, автомобилей, домов, мебели, информации и т. п. — это часть логики соответствующих социокультурных миров (полей). Поэтому успешный маркетинг часто зависит от способности производителей товаров и услуг заглянуть в жизненный мир, в пространство смыслов своих целевых групп. И здесь традиционные методы массовых опросов помогают в снятии лишь очень поверхностной информации о легко наблюдаемых формах поведения и хорошо осознанных отношениях («ем / не ем», «нравится / не нравится»).