В 2002 году на фестивале "Новая драма" театр "Ложа" представил спектакли "Угольный бассейн" и "Планета неведомых сил добра"

Театр Ложа 13 июня 2023 г.

ЖИВЫЕ ГОЛОСА‌‌Нижегородские новости (7-06-2002)

Текст написан чуть больше двадцати лет назад, поэтому некоторые факты не совпадают с нынешним временем. Но мы решили выложить материал без изменений, чтобы передать дух начала двухтысячных.

Фестиваль современной пьесы «Новая драма», как уже сообщалось, побывает в нашем городе 20 — 28 июня. Сегодня мы расскажем о нескольких фестивальных спектаклях, которые предстоит увидеть нижегородцам.‌‌‌‌

«Угольный бассейн» и «Планета неведомых сил добра» (Кемеровский театр «Ложа»)‌‌

Кемеровский театр «Ложа» бывает в Москве нечасто, однако репутацию культового успел завоевать давно. Для поклонников Евгения Гришковца этот театр — юность гения, овеянная легендами пора экспериментов… Однако «Ложа» без Гришковца — не музейная реликвия, а живой коллектив, полный оригинальных идей.‌‌Театр «Ложа» сегодня — это актеры Евгений Сытый, Сергей Наседкин, Александр Белкин и режиссер Константин Галдаев. Именно в этом составе «Ложа» недавно ездила на гастроли в Лондон, в театр «Ройял Корт», где, судя по рецензиям, спектакль «Угольный бассейн» был принят вполне благосклонно.‌‌«Угольный бассейн» — первый в России спектакль, сделанный в технике verbatim: смысл ее техники в использовании на сцене слов реальных людей без редактирования. В основе «Бассейна» — интервью, которые актеры театра взяли у своих родственников и знакомых — кемеровских шахтеров. В случае с «Ложей» техника verbatim наложилась на практикуемый в театре еще с начала 90-х метод коллективной импровизации, когда текст спектакля рождается самими актерами в процессе репетиций, а записывается гораздо позже, после многих представлений. То же можно сказать, кстати, и про «документальную драматургию»: спектакль здесь тоже всегда предшествует написанной пьесе.‌‌«Угольный бассейн» — смешной и пронзительный спектакль о шахтерской, а по существу — о нашей жизни. Три шахтера в черных костюмах, белых рубашках и касках с фонариками рассказывают о своей работе, родственниках, друзьях, детстве. Минималистская строгость сценографии — черная сцена, черный задник и огромный черный куб, застывший над головами шахтеров немым напоминанием об опасностях профессии — рифмуется со статичной мизансценой: шахтеры сидят и рассказывают свои истории, лишь в одном эпизоде вдруг решая «поработать». С трогательным упорством они ставят коротенькие доски шалашиком, те каждый раз падают, шахтеры не спеша вновь пытаются поймать равновесие. .. Такие выдержанные в «наивной» эстетике сценические метафоры невольно напоминают Гришковца с его корабликами, но в данном случае речь идет, конечно же, не о подражании, а об общности корней.‌‌Заканчивается этот короткий спектакль монологом одного из героев о шахте будущего, весь коллектив которой состоит из директора, бригадира и одного рабочего, чья задача — включать роботов по команде начальства. «Перспективы прекрасные», — вздыхает персонаж Евгения Сытого, рисуя картину «счастливого будущего», заполненного автоматами, в котором не оказывается места для тысяч таких же, как он, шахтеров…‌‌

Тема «счастливого будущего» связывает «Угольный бассейн» с «Планетой неведомых сил добра», премьерным спектаклем «Ложи», не имеющим отношения к «документальному театру», но также поставленным методом коллективной импровизации.

Жанр «Планеты» можно определить как «ироническая утопия», в которой переплелись российские «проклятые вопросы», американская масскультура и извечная мечта о всеобщем счастье. Населена планета похожими на нас, но странно одетыми (костюмы то ли пилотов космических кораблей, то ли работников АЭС дополняют маски сварщиков) людьми, верховодит которыми уморительный Супермен в синем трико и красном плаще, словно только что сошедший со страниц одноименного комикса. Его попытки рационально и «по-доброму» разрешить конфликты между людьми порой напоминают пародию на психотерапевтический сеанс, а монолог о нелегких трудовых буднях спасителя человечества на отдельно взятой автобазе не уступит лучшим рассказам Пелевина. Эпизоды спектакля, наполненные блестящими абсурдистскими диалогами, слабо связаны между собой, а открытый финал — видимо, отрицательный ответ на вопрос о возможности рационального устройства всеобщего счастья.‌‌Фестиваль «Новая драма» в Нижнем Новгороде организован администрацией города при поддержке Волго-Вятского Банка Сбербанка России.

Подготовила Ольна ГОРНОВА.‌‌

Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru

Теги

Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.