Планета неведомых сил добра. Архив театра Ложа начала тысячелетия
Кемеровский театр «Ложа», известный культурной общественности благодаря своему организатору и идейному вдохновителю Евгению Гришковцу, обосновавшемуся в высших московских театральных кругах, выпустил новый спектакль — «Планета неведомых сил добра». И тут же лишился сцены.
Черный задернутый занавес, яркие софиты направлены на публику — спектакль начался.
«Жанр спектакля? Не драма — это точно. Мировоззрение такое же, как и в других спектаклях «Ложи». Я не знаю, как назвать жанр, в котором работает«Ложа». Хотелось, чтобы получилось красиво. Ведь получилось же?» (Максим Какосов, режиссер спектакля).
Двое Желтых и Зеленый (именно так заявлены имена персонажей в программке) никак не могут выяснить, кто из них прав и куда подевался подаренный трикат (что это такое, зритель так и не узнает). Они вынуждены обратиться за помощью к Супермену, который наконец-то завершил деятельность ангела-хранителя автобазы и занялся чем-то похожим на психотерапию и пропаганду честности, добра и других вечных и таких непопулярных сейчас ценностей. Кроме этой, основной сюжетной линии, персонажи много говорят о любви, дружбе, о кошках и собаках, а еще о том, как хорошо было раньше и как хочется это «раньше» вернуть.
Желтые и Зеленый помимо цветных комбинезонов носят поднятые на лоб маски сварщиков, что совсем не обозначает их принадлежность профессии и сначала воспринимается как дизайнерское решение, которое все отмечают, вспоминая старый анекдот: «Дядя, а я ведь не настоящий сварщик, я просто мальчик».
«Маски позволяют не оценивать персонажей однозначно. Персонажи — абстрактные. Они просто есть, и нельзя сказать о них ничего. У них нет истории. Ни прошлого, ни будущего. Внутри спектакля вообще нет информации» (Максим Какосов).
Новая постановка «Ложи» создана в той самой стратегии, которой этот коллектив придерживается уже более десяти лет. Методом коллективной импровизации придумываются не только нюансы сценического действия, но, зачастую, и сама пьеса. Обычные для традиционных театров поставленная сценическая речь, заученные реплики и движения заменяются диалогами в подчеркнуто бытовой манере, балансирующими на грани между случайностью, необязательностью и неожиданной искренностью. «Ложе» присуще обращение к коллективному бессознательному, некоему «общему опыту» — воспоминаниям о детстве в ранних постановках театра или цитированию дурацких шуток («спасибо — много, три рубля — хватит» — знакомо, не правда ли?) и воссозданию неловкости неожиданной встречи с приятелем детства в «Планете неведомых сил добра». Не Искусство (с придыханием), а общение с близкими людьми. Реальность, позволяющая зрителю быть «in», подчас почти физически переживая момент узнавания собственных разговоров и ситуаций.
«Мы полностью согласны с драматургом Михаилом Угаровым, который говорит о том, что быть современным театром сегодня — значит изо всех сил не быть театром в традиционном понимании» (Константин Голдаев, режиссер, художественный руководитель театра «Ложа»).
В спектакле задействованы шесть человек, для двух из них «Планета неведомых сил добра» — актерский дебют, как, впрочем, и дебют режиссерский для известного кемеровского арт-деятеля (актера, музыканта, провокатора) Максима Какосова. Особенно интересным оказалось новое решение совсем небольшого сценического пространства «Ложи» — диагональные активно работающие занавесы в считанные секунды меняют атмосферу от недосказанности и таинственности а-ля «Твин Пикс» до неуютности врачебного кабинета, например, когда один из персонажей признается Супермену и самому себе в том, что он трус.
Новую постановку «Ложи» мало кто видел — из трех премьерных показов состоялся только один, так как корпус Кузбасского государственного технического университета, который занимает «Ложа», закрылся на ремонт как минимум до середины лета. Небольшое количество городских «площадок», где происходит нечто интересное, сократилось еще на одну.
Недавно «Ложа» вернулась из Екатеринбурга с фестиваля драматических театров и ТЮЗов «Реальный театр», где им (единственным из участников) было предложено выступить два раза — с новым спектаклем и предыдущей постановкой «Угольный Бассейн» которая была создана по актуальной сейчас технологии «документального театра» — перед началом сценической работы над «Угольным бассейном» на диктофон записывались шахтерские истории и легенды, ставшие материалом для спектакля. Сейчас «Ложа» планирует тур по малым городам Кемеровской области и занимается организацией ежегодного фестиваля «Манифест-инфест», который в этом году пройдет под эгидой Ассоциации независимых театров Сибири и Урала «Открытый контакт». В отличие от прошлых лет планируется не приглашать интересные лишь узкому кругу кузбасские самодеятельные труппы, а показать публике работы находящихся на острие театральной моды коллективов из Москвы, Челябинска и Новосибирска. В этом контексте новая работа «Ложи» будет очень кстати.
hыttps://ksonline.ru/nomer/ks/-/id/16874/amp/" https://ksonline.ru/nomer/ks/-/id/16874/amp/