const ghostSearchApiKey = '93722e96ae625aaeb360b7f295'

Актёр Евгений Сытый. Очерк творчества (часть 2)

Евгений Сытый 30 мая 2023 г.

3.‌‌«Что ты читаешь буквы, слова?               ‌‌

Капли чернил, кляксы в тетради,               ‌‌

Что смог ты достичь, что имеешь в кармане?               ‌‌Металлы, камни, бумаги не в счет...»‌‌‌‌

Его актёрская карьера начиналась в Кемерове. Свои первые большие роли Евгений начал играть в студенческом театре-студии «Ложа», ещё учась в институте. Это после того, как получил диплом инженера и даже немного поработал по специальности и окончательно понял, что шахта не для него, его в 1991-м «зачислили» на актёрскую ставку. А позднее он стал и режиссёром, и художественным руководителем студтеатра.‌‌‌‌ Родители были не в восторге от выбора сына в пользу творчества, но сам он этот выбор сделал осознанно и сворачивать с этого пути уже не намерен.‌‌‌‌Официальным рождением театра считается 1991-й, но очевидцы и участники уточняют, что кемеровский театр «Ложа» образовался раньше: уже в 1990 году первые зрители рукоплескали его выступлениям. И начиналось творчество будущих актёров вовсе не со спектаклей, а с миниатюр. Один из таких номеров назывался «Советские плакаты». Ещё номера: «Не влезай – убьёт», «Гражданская оборона», «Советские космонавты», – это были иронические и такие понятные зрительской аудитории миниатюры из советской жизни.‌‌‌‌Создателем театра считается небезызвестный Е.В. Гришковец. «Ложа» образца первых лет существования работала во многих вариантах: и как театр, и как площадка для встреч, и как ночной клуб. Ведь в 1990-е годы у молодых не было большого выбора, где проводить своё свободное время. В «Ложе» даже ночные дискотеки проводили: с 23.00 субботы до 6.00 утра воскресенья.‌‌‌‌При этом по городу распространяли слухи. А как же?! Раз «ложа», значит, там «развели» какое-то масонство. Рассказывали, как однажды зритель приехал в «Ложу» на такси. Водитель привёз его к месту и уточнил:‌‌‌‌– А вы куда?‌‌‌‌– В театр «Ложа…»‌‌‌‌ – Не советую...‌‌‌‌– Почему?‌‌‌‌– Там же секта!‌‌‌‌Евгений как-то поделился в прессе, как впервые узнал о «Ложе». В 1990-м, он, 20-летний студент горно-электромеханического факультета «Политеха», играл в команде КВН «Сибирские богатыри». Случайно попав на «ложевский» спектакль «Мы плывём» – первую постановку театра, с которой сам театр, в общем-то, и начался, – Сытый сразу влюбился в «Ложу».‌‌‌‌Подошёл к режиссёру-основателю театра и попросился в труппу. Договорились так: Сытый отыграет в театре год, после чего станет ясно, будет из него толк или нет. Его первая роль – Народ в спектакле «Сингуляриа тантум», Евгений попеременно олицетворял собой всех людей: был то железнодорожником, то лесником, то простым рабочим…‌‌‌‌Год прошёл. Он в театре остался. А любовь к сцене только усилилась, последовали другие постановки, другие роли.‌‌‌‌«Ложу» в то время называли «революцией в театральной жизни Кемерова». В ней не было классической драматургии. Не звенели традиционные звонки перед началом представления. Молодые актёры всегда опасались выглядеть серьёзно, старались делать спектакли ироничными, смешными. На сцене творилось что-то невообразимое: артисты из студенческой среды, включая и нашего Евгения, на четвереньках показывали дрессированных собачек, изображали джигитов на деревянных конях, слепых жонглёров. А перед зрителями ставили коробки с помидорами – на случай, если не понравиться. Всё – в угоду эпатажу…‌‌‌‌В 1991 году театр переезжает в седьмой корпус КузПИ (на кемеровскую улицу Демьяна Бедного) и становится театром-студией этого института. Здесь Сытый и трудился, принимая участие почти во всех постановках театра. Доброхоты ехидничали, что «Ложа» работала и работает при КузПИ, а в её составе – девять студентов из КемГУ, двое – из института культуры и лишь один, Евгений Сытый, – из политеха.‌‌‌‌Вспоминая молодость, Евгений говорил, что, если здесь и был интеллигентский стёб, всё равно, в 90-е «Ложа» была показателем хорошего вкуса. Зрителей тут всегда было немного. Она считалась пристанищем эстетов. Мало кто знал об этом месте, а на концерте могло быть человек 15 из тех, кто в теме. Особенно, когда там выступали экспериментальные музыканты. А когда в «Ложе» появилось кафе, оно стало одним из самых модных мест в Кемерове. Сюда ходили обеспеченные люди, отцы города, это приносило очень неплохие деньги: «Мы  жили в театре коммуной. У нас всё было общее – и материальные ценности, и сами спектакли».

При этом сразу отмечу, что «Ложа» – лауреат многих всероссийских и международных фестивалей театрального творчества – в Бельгии, Австрии, Южной Корее, Великобритании. Её спектакли получали гран-при и «Золотые маски» ведущих театральных конкурсов.

Специалисты отмечали, что секрет или «фокус крючка» «Ложи», на который «ловился» зритель, в том, что её участники: основатель театра, актёры Евгений Сытый, Сергей Наседкин, Александр Белкин, режиссёр Константин Галдаев, – «придумали театр не только как сообщество играющих людей, но и как метод. Это – театр без фиксированного на бумаге текста, театр обыденной речи, но без бытовых подробностей, простодушный в лучшем понимании этого слова…»

Нынешний руководитель «Ложи» Сергей Наседкин:

– Нам ничего в так называемом официальном театре не нравилось. Все казалось неорганичным. Не цепляло, в общем. Мы были одержимы желанием добиться максимальной достоверности на сцене. Из этого всё и выросло – и эстетика, и способ создания спектаклей… В первом спектакле «Ложи» слов практически не было. Но потом они появились. И надо было как-то начинать с ними работать. А это очень сложно…

Максим Какосов, бывший режиссёр «Ложи»:

– Мы решили, что текст надо придумывать самим, чтобы произносить его органично. Есть стержень, небольшой синопсис (краткое изложение) – и поехало. Придумываешь, придумываешь, и замысел потихоньку обрастает словами. Разве можно плохо играть, когда говоришь то, что сам и придумал. Мы были неотделимы от тех персонажей, которых играли. И это было не похоже ни на один театр, который мы в своей жизни видели.

Фельетонной достоверности они пытались достигнуть и вне сцены. Однажды, когда актёры «Ложи» съездили за границу, они устроили в Кемерове «Полёт в Европу». Перед входом в театр поставили стулья, по бокам из картона сделали иллюминаторы – получился «самолёт». Согласно купленным билетам, в нём «были» и бизнес-класс, и эконом. В бизнес-классе «стюардессы» развозили пиццу и напитки. Полёт длился час.

В это время в гардеробе театра ходил Евгений Сытый в пальто, во внутреннем кармане которого был спрятан журнал «Плейбой», и за отдельную плату через маленькое отверстие он показывал желающим картинки. А в подвале они сделали комнату маньяка: в ванну налили воды, добавили красную краску и накидали туда детских игрушек. В другой комнате устроили «камеру пыток»…

Отсюда и вывод некоторых критиков о том, что, в сущности, «Ложа» – театр самодеятельный, хоть и нельзя так называть команду, которая спектаклями зарабатывает деньги. Он самодеятельный по своей эстетике, по природе своего обаяния и своих неудач.

Следуя логике муз – театральных покровительниц – Талии и Мельпомены, Евгений Сытый упорно «ковал» в Кемерове свою творческую судьбу.

Ох и помотало же его со спектаклями «Ложи» по городам и весям. В 1991 году, со спектаклем «Мы плывём», театр участвовал в фестивалях в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Перми. Сытый играл в пьесе роль Моряка. Как тонко Евгений прочувствовал этот образ! Раньше эту роль исполнял актёр Павел Колесников. К сожалению, он был вынужден уйти из театра. С его уходом из театрального репертуара выпало сразу несколько постановок. Такое чуть было не случилось и со спектакле неем «Мы плывём». Когда встал вопрос о дальнейшем существовании постановки, роль Матроса решили отдать Сытому. Выбор оказался верным, хотя и непростым.

– У нас не сразу всё получилось, – вспоминал Евгений. – Пришлось хорошенько попотеть. Но я доволен результатом…

Сергей Черемнов2‌  

https://proza.ru/2022/04/16/809

Теги

Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.