Мир переходит в «сингулярность»
В рамках цикла «Высшая лига» 11 февраля в Ельцин Центре с публичной лекцией выступил известный российский философ и культуролог Виталий Куренной, который рассмотрел происходящие в обществе политические процессы сквозь призму современных социальных и культурных явлений.
Глава Института исследований культуры, заведующий отделением культурологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» профессор Виталий Куренной свой разговор о нынешнем состоянии общества построил на базе теории немецкого учёного Андреаса Реквица, которому удалось обобщить множество современных культурных и социальных тенденций одним понятием — «сингулярность», обозначающим в философии единичность, неповторимость чего-либо.
Андреас Реквиц (18. Марц 1970, Виттен) - немецкий социолог и теоретик культуры. Он является профессором сравнительной культурной социологии в Европейском университете Виадрина во Франкфурте (Одер). В апреле 2020 года он переводится в институт социальных наук Берлинского университета имени Гумбольдта.
— Реквиц считает, что примерно с 80-х годов прошлого века современные развитые западные общества вступили в период трансформации, смысл которой описывается понятием «сингулярность». Если до этого в развитых индустриальных обществах действовала логика всеобщего или универсального, то сегодня ей на смену приходит логика сингулярного или единичного. Уникальность, аутентичность, эмоциональность и эстетизация — таковы некоторые из ее проявлений. Реквиц говорит, что общество сингулярности — это общество, в котором культура играет самую важную роль, это «культурный капитализм».
По словам Куренного, эту новую логику мы наблюдаем повсеместно, но особенно ярко она проявляет себя в социальных сетях, которые стали мощнейшим инструментом предъявления собственной, индивидуальной сингулярности. Люди активно публикуют на своих страницах фотографии из поездок и путешествий, демонстрируют экзотические блюда или еду, приготовленную своими руками, делятся снимками детей и наблюдениями над их характером, ставят хештеги в знак солидарности с какими-либо моральными или политическими акциями, или реагируют на них, придумывая разнообразные мемы.
Важную роль в современном обществе «культурного капитализма» играют понятия «аутентичность» и «подлинность», отмечает философ. Именно на этом фоне сегодня во всем мире музеи становятся крупнейшей культурной индустрией, и чем больше тиражируются какие-либо произведения искусства, тем выше у людей спрос на прикосновение к оригиналу, интерес к подлиннику. Также в «эмоциональном» обществе уже не привлекателен «Макдоналдс», а всё больше востребована аутентичная кухня: на фудкортах мы уже не увидим большого количества сетевых ресторанов, поскольку теперь там доминируют национальные кухни.
— Логика сингулярности также легко увязывается с экологической логикой, потому что природное — это натуральное: «выбирай подлинное, выбирай натуральное». Различные телесные практики и идейное потребление также работают на подчёркивание сингулярности, аутентичности и природности.
Но особенно важен и показателен тот факт, что практика культурной сингуляризации может реализовываться как индивидуально, так и коллективно. Индивидуальная практика требует от человека образованности, культурных и эстетических компетенций. Куренной приводит в пример популярных отечественных блогеров, которые в лучших традициях русской интеллигенции рассуждают о власти и судьбе народа, и эти оценочные суждения пользуются у аудитории спросом.
Менее образованное большинство удовлетворяется коллективной сингулярностью, которая приписывается определенной группе людей в противовес другим сообществам. Это общая практика, характерная для религиозных, этнических, расовых и национально-государственных групп.
— Коллективная сингулярность — это принадлежность к особой группе, поэтому мы видим не падающий спрос на разного рода национализмы и религиозный фундаментализм как претензию на моральную исключительность, — почеркнул Куренной. — Наш отечественный общественно-политический язык сегодня пропитан категориями «духовные скрепы», «традиционная культура». Даже в новой Конституции культура уже понимается как традиция, как-то, что мы должны защищать и охранять. И это не только российская специфика, а общемировая.
Куренной также отметил еще одну важную характеристику современности, о которой пишет Реквиц в своей набирающей популярность книге «Общество сингулярностей», где средний класс всё более разделяется на «восходящую и нисходящую социальные среды», которые движутся в своих собственных, совершенно особых пространствах дискурса и опыта.
— По мнению Реквица, мы сегодня наблюдаем не просто изменение поведенческих логик у людей, а фундаментальную социальную трансформацию, для которой характерны изменения классовой структуры общества. Господство среднего класса начинает разваливаться, и на его обломках возникает новый высший средний класс. Это люди, получившие очень хорошее образование, которые прекрасно себя чувствуют в современной креативной экономике. Параллельно с этим формируется новый низший средний класс — люди, работающие в сфере услуг. Эту новую структуру очень хорошо обнажила пандемия. С одной стороны, группа людей спокойно решала свои творческие задачи, не выходя из дома, а с другой — огромная армия обслуживала этот класс, разнося пиццу и работая в такси.
Современное повсеместное развитие политического популизма Реквиц объясняет массовым запросом именно на эту форму коллективной сингулярности. Культурные вопросы в обществе становятся все более важными и жесткими, они сильно заряжены политикой идентичности и обращаются к трем основным базовым сюжетам — уникальной истории, уникальной территории и уникальным моральным ценностям. Вследствие этого, по мнению Куренного, напряженность в обществе вызывают темы истории, традиционных ценностей, традиционной семьи и традиционной морали.
Креативный класс (творческий класс; англ. creative class) — понятие, предложенное Ричардом Флоридой для обозначения социальной группы населения, включённой в постиндустриальный сектор экономики. Это часть среднего класса, ставшая самой влиятельной и массовой социальной группой в развитых странах (к примеру, в США их доля составляет 30 % всех работающих). Активно включен в глобальный мир.
— С точки зрения общей динамики, я бы не сказал, что мы переживаем какую-то революционность, потому что значение культуры и исторически подлинного изобретено уже давно. Также это не означает, что из нашей жизни исчезла логика всеобщего — всеобщее превратилось в инфраструктуру. Ярчайший пример — это глобальная сеть, которая, действуя в рамках универсальных алгоритмов создает предпосылки для формирования среди людей огромного количества нео-сообществ. Моментальность коммуникации привела к тому, что у нас бум разнообразных сообществ, которые могут собираться в свои группы вне зависимости от территории. Интернет создал идеальные условия для нео-сообществ, но опасность заключается в том, что они могут иметь не только невинный, но и фундаменталистский характер.