О чём картины Архипа Куинджи

Художник с 1870-х годов увлекся импрессионистическими поисками эффектной передачи света (и, как мы знаем, преуспел). Проверяя и оттачивая свои находки, он старался писать необычные, выразительные состояния природы: лунное освещение, снег, иней, закаты. Перед нами – освещенная лунным светом лесная поляна, обрамленная темными силуэтами деревьев и кустов. Куинджи снова и снова берет за душу и заставляет произнести непроизвольное «Ах!». Такое воздействие достигается путем использования точных соотношений темных и светлых пятен, зеленовато-серебристых тонов, передающих свечение снега и ночного неба. С помощью контраста света и тени художник создает потрясающий накал сияния.

Полотно решено в духе тенденций, которые пришли в изобразительное искусство на рубеже XIX–ХХ веков; достигаемая за счет контрастного заполнения больших плоскостей декоративность, присущая модерну, придает изображаемой природе сказочность и фантастичность. Волшебник-художник создает ощущение таинственности, кажется, сейчас из темного леса на опушку выйдут невиданные существа. Перед нами вроде бы изображение совершенно реальной природы, но в то же самое время оно наполнено философским смыслом. Хочется замереть и остаться наблюдать за этим завораживающим зрелищем вечно, жаль, что в настоящем ночном лесу сейчас долго не постоишь.

Своими поисками Архип Куинджи оказал огромное влияние и на учеников, и на развитие импрессионизма на отечественной почве. «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда. Куинджи – художник света», – говорил об авторе Илья Репин.

Вот и первый день зимы. А ночью-то, ночью зимний лес – это совершенно сказочное зрелище!

‌                                                              Upload

Архип Куинджи. Пятна лунного света в лесу. Зима. 1898–1908. Собрание Государственного Русского музея.