Муха ТэЦэ или предчувствие Art'a
Не надо быть аналитиком, чтобы понять насколько быстро онлайн-покупки вошли в нашу повседневную жизнь и что смысл тех торговых центров, куда мы ходили исключительно за покупками, изменился до наоборот.
Пару недель назад, гуляя по центру Томска, я услышала громкую музыку, а потом увидела толпу подростков от 10 до 15. Это была очередь в корейский фаст-фуд, посетителей приглашали внутрь по списку, запись, видимо, производилась в сетевых сообществах любителей корейской поп-музыки и аниме.
Так как я человек советского замеса, любые очереди до сих пор воспринимаю негативно, но на этот раз испытала радость, глядя на счастливых подростков. Специально-неспециальный ажиотаж организовал встречу единомышленников, привлек внимание горожан яркими прикидами и цветом волос, вирусные видео и залайканные фоточки заполнили виртуальные ниши - не это ли идеал любого коммерческого меро/предприятия?
Ценностью советских людей, грубо говоря, была колбаса и поэтому после работы приходилось идти в магазин и стоять в очереди. Душевного подъема при этом никто не испытывал, остаться подольше в продовольственных не хотелось, чисто утилитарные дела, чего не скажешь о нынешних временах.
Фудкорты и удобные диваны увеличили не только доход, продлив времянахождение в торговых центрах( о, великая и могучая Икея, хвала тебе!), они изменили наше восприятие
торговых центров, превратив их из ТЦ в КЦ.
За то, что сегодняшние торговые центры превратились в Культурные, надо сказать спасибо государству.
Изначально такие институции как цирк, кино /театры, музеи, дома культуры создавались для действительного просвещения и реализации творческого потенциала трудящихся, затем гос-во положило на это большой болт, закрутило гайки, прежние цели потеряли смысл, приобрели имитационный характер.
Но запрос у людей на какое-никакое развитие остался ( будем ориентироваться именно на такую аудиторию, зачем нам гопники), потому что ну не может человечество находиться в статичном состоянии. И этот запрос почти идеально воплотился на огромных чистых пространствах , где есть с̶в̶е̶т̶,̶ г̶а̶з̶,̶ т̶е̶л̶е̶ф̶о̶н̶,̶ г̶о̶р̶я̶ч̶а̶я̶ в̶о̶д̶а̶
Современный торгово-развлекательный центр — это Культурный центр, воплощение мечты обывателя, где есть почти всё - от гаджетов, предметов быта-интерьера, запаха кофе и выпечки, книжных полок, кинотеатров до бесплатных туалетов. Что особенно важно для Сибири - здесь тепло, уютно, wi-fi — для подростков это райский рай.
Лично мне не хватает коворкинга, модных показов, живых презентаций неважно чего, открытых лекций по науч-попу, фестивалей видео-арта и рекламы, дизайнерских дерзких выходок в оформлении витрин, дружелюбных охранников, интерьерных ароматов, как в Massimo Dutti, хэдлайнеров электронной музыки, ночных распродаж, экскурсий и брендированной сувенирной продукции самого ТэЦэ . Из перечисленного можно сосредоточится на чем-то одном и уже будет неплохо. Если на свободной площади открыть Галерею современного искусства и даже если там ничего не будет продаваться, по идее, это должно увеличить стоимость аренды квадратного метра всего комплекса, при условии, если будет заключен договор с хорошим куратором и пройдет как минимум пару лет.
Всё это, конечно, мелочи и фантазии. Без стратегии и концепции бессмысленно прописывать контент-планы, запускать pr-кампанию и оплачивать работу smm-специалистов. Иначе может повторяться антирекламное поведение, типа недавних действий сотрудников "Лапландии", которые опубликовали видео, где мужчина взял со стола пряник.
Нравоучительное "нехорошо воровать" усилили негативное восприятие этой ситуации и обнажили неэтичное поведение службы охраны.
На фоне всеобщей тревожности и страха, снижения доходов, отказа от бездумного потребления, победителем окажется тот, кто удержит баланс и не побоится смелых решений. Хотя ещё можно какое-то время продержаться в безопасном вялотекущем режиме, но лучше быть укушенным новыми трендами, думать на пару шагов вперёд и предлагать невозможное. Пускай потом другие думают — "а чё, так можно было?"
Ольга Васильева