Максим Какосов, режиссер театра Ложа и бизнесмен

Ведомости‌‌ 28 марта 2003

СВОБОДА ИЛИ СТАТУС. НАРОДНЫЙ ТЕАТР АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

Портрет режиссера и аудитора Максима Какосова ("Планета неведомых сил добра" в театре «Ложа», Кемерово)

Что интересного может быть в архиве кадровых документов автосервиса в г. Новокузнецке? Как оказалось, чтение приказов о приеме на работу, переводах и увольнениях может быть очень увлекательным. Это поняли арбитражный управляющий Максим Трофимов и его помощник Владимир Коробейников в ходе осуществления процедуры финансового оздоровления ОАО «Автотранссервис». И на основе изученной документации написали пьесу.‌‌О пользе прототипов.

«Мы наткнулись на такие вещи, что стали читать эти приказы как литературу», — рассказывает Коробейников. Особенно колоритным оказался водитель Лементович, который буквально переходил «из приказа в приказ»: его принимали на работу, объявляли выговор за то, что он «напился, никого не предупредив», пытались уволить (но не увольняли, потому что нельзя по закону), переводили в дворники, все-таки увольняли, потом опять брали на работу и т. п.

В ходе чтения кадровых документов и разговоров с местными работниками арбитражные управляющие накопали столько интересного материала и обнаружили столько ярких персонажей, что решили делать спектакль. На московском фестивале «Новая драма» летом прошлого года спектакль «Планета неведомых сил добра» стал практически абсолютным чемпионом внеконкурсного показа.

Если для Коробейникова это был первый театральный опыт, то Трофимов со студенческих времен совмещал занятия искусством и бизнес. В театре «Ложа», где была поставлена «Планета», он играл со дня его основания Евгением Гришковцом, тогда студентом филфака Кемеровского университета (Трофимов учился там же на экономическом факультете).

До «Ложи» у Трофимова был другой творческий проект — он организовал рок-группу «Склады». В то время бизнесмен занимался торговлей алкоголем и владел складом. Коллектив успел выпустить альбом тиражом 800 экземпляров и съездить на гастроли в Новосибирск. Однако группа долго не просуществовала: мало внимания уделяли оргвопросам, признает Трофимов. Со временем бизнес перестал быть рентабельным, и Трофимов начал другое дело — построил сеть магазинов секонд-хэнд. Сеть так и называлась — «Секонд-хэнд», логотип на вывеске изображал человека с двумя парами рук.

В «Планете» Трофимов — режиссер, Коробейников — автор сценария и исполнитель роли Супермена. Супермен — персонаж пьесы, который живет неподалеку от автосервиса и помогает его сотрудникам: чинит машины, вулканизирует колеса. При этом мечтает помогать людям не физически, а духовно.

Почти у всех действующих лиц «Планеты» реальные прототипы из «Автотранссервиса»: слесарь Лобонюк, директор Лютов, а также старейший работник предприятия — шофер Носач. Такие личности, как Носач, очень полезны в деле арбитражных управляющих, говорит Коробейников. «Это дед, который обычно есть на любом предприятии, на котором банкротство, — рассказывает Коробейников. — Он знает все, особенно то, что ему знать не нужно. Прямыми обязанностями ему заниматься некогда, потому что он всем помогает». В частности, помогает управляющим: он знает, где что лежит, где найти ключи от всех дверей и т. п.

Единственный «не реальный» персонаж пьесы — работница вулканизаторного цеха Аграфена Огурец. Женщины в этом цехе действительно были, но все со скучными фамилиями, поэтому пришлось придумывать.

Ничего сложного.

В мае Трофимов (его театральный псевдоним — Какосов) собирается везти свой спектакль, уже независимо от «Ложи», на театральный фестиваль в Вену. Его активная театральная деятельность совершенно не мешает работе арбитражного управляющего. Сейчас Трофимов руководит процессом оздоровления на восьми предприятиях в родной Кемеровской области — например, на «Северокузбассуглекомплекте», Прокопьевской табачной фабрике, выпускающей сигареты «Прима», и др. Крупнейший объект Трофимова — «Запсибгеология»: в советское время здесь работали 12 000 человек. Кредиторская задолженность — 111 млн руб., дебиторская — 70 млн руб. В офисе Трофимова в Кемерове работают пять сотрудников.

В деятельности арбитражного управляющего нет ничего особенно сложного, говорит Трофимов. «Арбитражные процессы определяются законом, поэтому, по сути, от тебя ничего не зависит. Хотя бывают психологически сложные предприятия, где много кредиторов и каждый тянет одеяло на себя», — рассказывает он. Недавно Трофимов защитил диссертацию на тему «Обоснование системы регионального аудита углеводородного сырья».

Свобода или статус.

Несмотря на любовь к театру, Трофимов никогда всерьез не думал о том, чтобы бросить бизнес. И дело не только в том, что он «любит деньги». «Социальный статус художника во всем мире низкий», — говорит Максим Трофимов. Статус, по его мнению, определяется даже не столько заработком, сколько тем, насколько ты можешь влиять на процессы в обществе: «Можно говорить, что от артиста что-то зависит, что он, например, может повлиять на нравственность. Но это же бред». Сочетать бизнес с искусством — идеальный вариант, уверен Трофимов. Это позволяет ему чувствовать себя совершенно свободным. К тому же он согласен с героем Евстигнеева из фильма «Берегись автомобиля», который утверждал, что народный театр должен вытеснить профессиональный и что если бы актеры весь день простояли у станка, то вечером играли бы совсем по-другому.

Причем, как оказалось, совмещать «чистое» искусство с бизнесом несколько сложнее, нежели с работой за станком. Люди бизнеса считают, что искусство — это не очень серьезное занятие, люди искусства примерно так же думают о бизнесменах."Как-то я приезжаю на предприятие, и мне один мужик говорит: «Я тебя знаю, я тебя видел на Новый год, ты зайчиком прыгал», — рассказывает Трофимов.

Но, в принципе, особых проблем у него не возникает. В театре и бизнесе Максим известен под разными фамилиями, но дело даже не в этом — в любом случае эти две аудитории практически не пересекаются. На разных страницах одной газеты о Коробейникове или Трофимове (Какосове) могут написать и как об управляющем, и как об артисте, говорит Владимир Коробейников. И никто не подумает, что речь идет об одном и том же человеке. http://www.vedomosti.ru/stories/2003/03/28-39-04.html

Ольга Промптова‌‌

Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru